Учитель-логопед Романец Анастасия Андреевна и Деньгина Вита Валерьевна

Как правильно читать ребенку?

- Как и в случае со всеми привычками, которые мы хотим развить у наших детей, читать ребенку вслух рекомендуется недолго, но каждый день, потому что это гораздо более эффективно, чем читать дольше, но редко.

— Вы можете читать вслух детям не только перед сном, но и во время или сразу после обеда, потому что дети уже собрались за столом и готовы внимательно вас слушать.

- Всегда носите одну-две книги в сумке или держите в машине, чтобы почитать вслух, пока ждете начала занятий в каком-нибудь кружке. Держите книги на видном месте, например, на журнальном столике или рядом с телевизором.

— Следите, чтобы ребенку было физически комфортно. В противном случае он будет постоянно отвлекаться и может даже начать жаловаться на то, что книга скучная.

— С целью увеличения концентрации внимания ребенка проследите, чтобы ничто его не отвлекало. В частности, рядом не должно быть никаких экранов, потому что именно они отвлекают ребенка чаще всего.

— Начните чтение книги с изучения обложки. Покажите ребенку интересную информацию о книге, прежде чем начнете читать, познакомьте его с автором и иллюстраторами. Прочитайте аннотацию и обсудите, о чем может быть эта книга. Поговорите о том, что каждый из вас, возможно, уже знает об этой книге.

— Если в книге есть рисунки или фотографии, пролистайте книгу и изучите их все, пытаясь извлечь как можно больше информации. Как правило, после этого у ребенка возникает желание прочитать эту книгу.

10 простых советов для родителей, чьи дети не хотят слушать

Читайте с выражением. Для этого не надо обладать театральным талантом или говорить по-ролям, меняя тон голоса, но выделять хотя бы по слову в предложении желательно.

Если ребенок комментирует прочитанное — хвалите его за самые интересные моменты.

Не пытайтесь подкупить ребенка: почитаем немножко — куплю тебе шоколадку, так он решит, что страдание из-за чтения — нормальное поведение и заслуживает ответной реакции.

Еще раз о картинках: показывайте иллюстрации каждый раз, когда они описывают сцену, которую вы читаете в данный момент.

Используйте методику «отсутствующих слов» — делайте паузу перед тем, как произнести слово, о котором ребенок может догадаться. Пусть сам попробует закончить фразу за маму, которая внезапно задумалась. И обязательно похвалите!

После каждого отрывка большой книги или каждого рассказа обсудите его с ребенком. Задавайте вопросы.

Показывайте положительный пример: никаких потрепанных или порванных книг, а также неуважительного к ним обращения. Читайте при ребенке, когда он занят своими делами (можно даже про себя, просто демонстрируя, что это интересно и важно).


 

Декабрь, 2019

Движение и речь

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Слабо развитая моторика является причиной нарушений произносительной стороны речи, так как фонетически правильно оформленная речь предполагает точную координацию движений артикуляционного аппарата. У значительной части детей, имеющих нарушения речи, двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Например, дети испытывают затруднения в упражнениях с мячом, при передаче его с небольшого расстояния, во время ударов мячом об пол. Также затруднительны прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания. Слабое развитие моторики у детей с нарушениями речи сказывается и на других видах деятельности, например, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета.

Таким образом, ежедневная утренняя зарядка, занятия в различных спортивных секциях, занятия танцами, катание на велосипедах, роликах, лыжах, бег, прыжки, развитие мелкой моторики рук -  способствуют развитию речи детей, помогают в коррекции звукопроизношения.

 

 

Ноябрь, 2019



Чего ожидать от первого визита к логопеду?

Первая встреча с выбранным логопедом очень важна для вашей будущей совместной работы.

Расскажите как можно подробнее, какие проблемы в речи ребёнка вы замечаете. Подробный рассказ облегчит логопеду выбор методики обследования и поможет спланировать направление коррекционной работы.

Любое логопедическое обследование начинается с «Семейной истории». В этой части встречи логопед задаст вам вопросы о составе семьи, о языковой среде ребенка, есть ли у него наследственные заболевания, и т.д. Не бойтесь отвечать на вопросы логопеда. Эти сведения являются конфиденциальными и не передаются третьим лицам.

Вторая часть обследования отводится для вопросов, связанных с развитием вашего ребенка в раннем детстве. Вы рассказываете логопеду, как протекала ваша беременность и роды, каким был вес ребенка при рождении, не наблюдалось ли у него проблем со слухом, зрением, движениями. Когда малыш заговорил, как он говорил, в каком возрасте вы услышали первое предложение, и т.д.

Следующим этапом является непосредственное обследование речи малыша.

Обследование речи ребенка

Обычная продолжительность одного занятия с логопедом в дошкольном возрасте — 35 минут. Иногда первое занятие занимает больше времени, особенно если ваш ребенок застенчив и не так легко общается с внешним миром. Логопед сам решит, когда начать обследование. Вполне возможно, что на первой встрече состоится только беседа с вами. Вероятно, что малыш не захочет отвечать на вопросы специалиста или участвовать в играх.  Это вполне нормально. В новых условиях и при встрече с новым человеком большая часть детей будет осторожничать, просто присматриваться к незнакомой обстановке.

Если логопед в процессе обследования речи не нашёл нарушений, это означает, что развитие речи вашего ребенка в норме. Можете попросить специалиста рассказать вам, какие виды деятельности помогут развитию речи малыша, чем и как вы можете заниматься с ним дома.

Если логопед обнаружил проблемы с речью

Многие родители пугаются, когда слышат «страшный» логопедический диагноз: ОНР, дизартрия, дислалия, ФФН и т.п. Только это не медицинский диагноз. Правильно будет говорить о Логопедическом заключении. Если логопед нашёл у ребёнка какие-то проблемы в речевом развитии, он, как правило, рассказывает, что это за логопедическое заключение, в чем причина, каковы возможные этапы коррекции и сколько времени займёт работа по устранению нарушений.

Только помните, что продолжительность всей работы зависит не только от логопеда, но и от особенностей вашего ребёнка, а так же от вашего отношения к занятиям. Присутствие родителей на уроках, заинтересованность в процессе, ответственное выполнение заданий логопеда дома значительно ускорит достижение отличного результата.

И, в заключение, совет: не бойтесь обращаться к логопеду, чтобы проверить, как у вашего ребенка развивается речь. Речь — это очень важно! И в этом отношении любое беспокойство оправданно.


Октябрь, 2019

 

 



В каком возрасте нужно обращаться к логопеду?

Речь – это неотъемлемая часть любого общества, именно она позволяет людям взаимодействовать друг с другом. Когда малыш появляется на свет, он еще не умеет говорить. Речевые навыки появляются с возрастом.

Но как родителям заметить, что с у их ребенка проблемы с речью? Существуют определенные нормы, которые показывают, что должен уметь малыш в определенном возрасте.

Нормы развития речи ребенка с рождения до 7 лет.

С момента рождения до полугода. Когда малыш появляется на свет, все, что от него можно услышать, – это крик. Немного позже появляется гуление, т.е. ребенок начинает понемногу издавать отдельные звуки, к 3-м месяцам он уже лопочет.

6 месяцев – 1 год. В таком возрасте ребенок начинает произносить отдельные слоги. Именно в этот период обычно родители слышат долгожданные «мама» и «папа».

1 – 1,5 года. Появляются первые слова, а значит, начинается этап активной речи. Ребенок произносит отдельные слова, могут даже появиться предложения из двух слов. Словарный состав достигает 100 слов.

1,5 – 2 года. Ребенок активно составляет 2 – 4-хсловные предложения.

2 – 3 года. Малыш начинает активно общаться не только с родителями, но и со сверстниками. Он может допускать ошибки в произношении, «съедать» середины слов, а также допускать грамматические ошибки. Малыш в таком возрасте уже способен запоминать простые стихи. Но со сложными звуками он пока не справляется.

3 – 4 года. В этом возрасте заметно расширяется словарный запас – до 1300 слов. Ребенок начинает справляться со сложными звуками («с», «з», «ц»). Он уже свободно формулирует предложения. В этот период у многих малышей наблюдаются ошибки в произношении слов, как правило, они переставляют буквы.

4 – 5 лет. Ребенок осваивает «ш» и «ж», расширяет свой словарный запас до 2000 слов. Малыш осваивает разные формы слов, допускает все меньше ошибок в речи.

5 – 7 лет. В данный период ребенок способен пересказать сказку, описать картинку, умеет менять интонацию речи. Дети в этом возрасте уже способны правильно произносить все звуки, они практически не допускают грамматических ошибок. Словарный запас составляет 3500 слов.

Когда стоит обращаться к логопеду?

Как правило, родители ждут, пока ребенку будет 5 – 6 лет, поскольку в этом возрасте видны все проблемы. Но уже раньше могут возникнуть сложности и проблемы, нуждающиеся в решении. Занятия с логопедом в раннем возрасте могут принести максимальный результат и упростить процесс овладения грамотной речью.

Абсолютно нормально, если ребенок в возрасте 4 лет не может выговорить такие сложные звуки, как «р», «ш», «щ», «л», но если он их не освоил и в 5 лет, то лучше обратиться к специалисту. Важно, чтобы к школе малыш мог справиться со всеми звуками.

Обычно родители обращают внимание только на произношение своих детей, но также нужно следить за качеством самой речи. В 5 лет он должен уметь составлять связные предложения, в противном случае, лучше также обратиться за помощью к логопеду.

Если ваш ребенок никак не начинает говорить, хотя уже давно пора, или ему с трудом дается произношение сложных звуков, не стоит отчаиваться. Своевременное обращение к опытному логопеду, а также совместная работа родителей и специалистов позволят сделать речь малыша внятной и грамотной.

 

Сентябрь, 2019


Могут ли родители сами исправить речь ребенка?

 

Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка.

Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься. Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития.

Важно придерживаться следующих правил:

·      

нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;

·      

желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;

·      

общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;

·      

следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;

·      

ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.

 

 

Август 2019