Учитель-логопед Романец Анастасия Андреевна

Игры дома, в беседке и на даче

      Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о занятиях со своим ребенком. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

    Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.

В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. И тогда логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!

 

Уважаемые родители! Помогите своему ребенку в его развитии, в преодолении трудностей!

Предлагаю Вашему вниманию игры, которые вы можете  использовать, отдыхая с ребёнком на даче, на пляже или в парке. Всегда можно совместить «приятное с полезным»: попросите повторить за вами слова или предложения со звуками, которые ваш ребёнок научился произносить правильно. И тогда приобретенный навык не потеряется за время летних каникул, а минуты, которые вы провели вместе, играя, запомнятся и вам и вашему ребёнку.

Игра «Шишка».

Цель игры: 1. Автоматизация звука в слогах, словах; 2. Развитие мелкой моторики.

Оборудование: шишка (или шарик от пинг-понга, мячик).

Ход игры: взрослый и ребёнок сидят на скамейке. Ребёнок произносит слоги или слова, перекладывая из руки в руку шишку или мячик.

Игра «Заборчик».

Цель игры: 1.Автоматизация звука в слогах, словах; 2.Развитие мелкой моторики; 3.Развитие графических навыков.

Оборудование: цветные мелки.

Ход игры: Ребёнок рисует на асфальте вертикальные палочки с одновременным проговариванием слогов или слов.

 

 

Игра «Дорожки».

Цель игры: 1.Автоматизация звука в слогах, словах; 2.Развитие мелкой моторики; 3.Развитие графических навыков.

Оборудование: песочница.

Ход игры: взрослый и ребёнок сидят в песочнице. Ребёнок рисует на песке поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным проговариванием слов.

Игра «Художник».

Цель игры: 1.Автоматизация звука в слогах, словах; 2.Развитие зрительно-моторной координации; 3.Развитие графических навыков.

Оборудование: цветные мелки.

Ход игры: взрослый предлагает ребёнку заштриховать нарисованные на асфальте фигуры в заданном направлении. Ребёнок заштриховывает фигуру, повторяя за взрослым слова.

Игра «Бусы».

Цель игры: 1.Автоматизация звука в слогах или словах; 2.Развитие мелкой моторики.

Оборудование: бусы.

Ход игры: взрослый и ребёнок сидят на скамейке. Ребёнок перебирает крупные бусины, нанизанные на леску, проговаривая слоги или слова с нужным звуком.

Игра «Волшебная веревочка».

Цель игры: 1.Автоматизация звука в предложениях, чистоговорках; 2.Развитие мелкой моторики.

Оборудование: верёвочка или ленточка.

Ход игры: взрослый и ребёнок сидят на скамейке. Ребёнок наматывает верёвочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.

Игра «Улиточка».

Цель игры: 1.Автоматизация звука в предложениях; 2. Развитие мелкой моторики; 3.Развитие зрительной координации.

Оборудование: рисунок улитки.

 

Ход игры: взрослый и ребёнок сидят на скамейке за столом. Ребёнок проговаривает предложения, проводя пальчиком по спирали – домику улитки.

Как воспитать у детей интерес к чтению?

Не секрет, что именно в семье происходит воспитание личности вашего ребёнка. И, конечно, без чтения тут не обойтись. Заслуга семьи в отношении к книге и чтению очень велика. Если семья любит и много читает, то ребёнок быстро это улавливает и подражает образу жизни своей семьи.

Стоит ли убеждать вас в том, что чтение – это один из лучших рецептов для нравственного роста ребёнка? Сегодня книга особенно важна, ведь она первая открывает ребёнку мир, учит сопереживать, сострадать и радоваться.

Ваша задача – пробудить в детской душе эти драгоценную способность. Следует помнить: сам по себе ребёнок не получит всей полноты общения с книгой, если вы ему не поможете.

Как воспитать у детей интерес к чтению? Воспользуйтесь следующими добрыми советами:

ü 

Начинайте читать ребёнку с самого раннего возраста.

ü 

Дарите детям книги. Книга – лучший подарок.

ü 

Дайте ребёнку возможность самому выбрать книгу.

ü 

Прерывайте чтение на самом интересном месте, чтобы ребёнок ждал продолжения.

ü 

Обязательно чтение перед сном! Но не переутомляйте ребёнка чтением.

ü 

Не читайте против его воли.

ü 

Обсудите произведение вместе, определяя характер прочитанного.

ü 

Пусть чтение напоминает игру. Нарисуйте вместе любимого героя.

ü 

Чтение должно быть разнообразным.

ü 

В детские праздники и дни рождения проводите небольшие литературные викторины и словесные игры.

ü 

Соберите домашнюю библиотеку. Позволяйте малышу «копаться» в ней.

ü 

Оставляйте книги везде, где ребёнок может их увидеть.

ü 

Если ребёнок уже читает сам, слушайте, как он читает, хвалите его. Ребёнок должен чувствовать ваш интерес.

ü 

Учите ребёнка бережному отношению к книге!

 

Будьте примером! Если вы сами любите книгу, то и ваш малыш заразится этой любовью!

30.04.2018


Мнение логопеда – когда нужно начинать изучение иностранного языка?

 

Родителям хочется, чтобы ребенок начал осваивать иностранный язык уже с ранних лет. Есть несколько факторов, указывающих на то, что делать этого не стоит. Рассмотрим, когда и почему ранее обучение языку не сможет пойти на пользу, и, даже навредить.

Когда не стоит заниматься языком?

От изучения иностранного языка в раннем возрасте лучше отказаться, если:

– ребенок начал говорить значительно позже, чем его сверстники; 

– ребенок неправильно выговаривает некоторые звуки и его речь невнятна; 

– речь ребенка смазанная и нечёткая; 

– ребенку уже пять лет, но в его речи много лексико-грамматических нарушений, и маленький словарный запас; 

– ребенок говорит очень быстро или очень медленно, проглатывая слоги и слова.

Если логопедических проблем у ребенка нет, можно попробовать начать учить его иностранному языку с раннего возраста. В эпоху глобализации, интернета и свободного перемещения людей по планете знание иностранного, преимущественного английского языка приобретает все большее значение.

 

При этом, важно помнить, что развитие родной речи влияет на успешное изучение иностранного языка. Чем лучше, правильнее (с грамматической и артикуляционной точки зрения) и активнее ребенок говорит по-русски, тем лучше он заговорит и на иностранном языке.

 

Как заниматься и чего ожидать?

Организуя занятия иностранным языком самостоятельно или в специальных группах, нужно понимать, что основной смысл таких занятий не научить ребенка бегло говорить по-английски, а обогатить его интеллектуальное и психоэмоциональное восприятие.

У детей разная память, разные способности к восприятию информации на слух и различные артикуляционные возможности, поэтому начальное обучение языку должно проходить так же, как ребенок усваивал родную речь, то есть, на слух. Ребенок должен слышать названия окружающих его предметов, простые словосочетания, песенки и т.д. Другими словами, ребенок должен привыкнуть к звучанию иноязычной речи.

Не стоит требовать от ребенка повторения иностранных слов, которые он слышит: будет достаточно, если он понимает то, что ему говорят на иностранном языке. Например, дает вам предметы, которые вы у него просите по-английски, правильно показывает на рисунки в английской книжке и понимает команды, которые вы ему даете.

Такое спокойное и ненавязчивое обучение иностранному языку не навредит ребенку.

Таким образом, вопрос о том, стоит или не стоит начинать учить ребенка иностранному языку в 3-5 лет нужно решать индивидуально, учитывая все особенности развития, здоровья и характера ребенка.

 

 30.03.2018




Заучивание стихов и потешек с использованием приемов мнемотехники

 

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

 

Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов или потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того, чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов и потешек, можно использовать прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).

 

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

 

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Такой метод заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.

Суть метода заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая.

 

Например, учим с детьми стихотворение про весну А.Н.Плещеева:

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

Белый лист бумаги делится на 4 части. В первом квадратике зображается травка, во втором - солнышко, в третьем - ласточка, в четвертом - домик. Далее идет заучивание стихотворения по мнемотаблице, что помогает детям запомнить логическую последовательность символов (образов), помогает освоить элементы рассказывания.

 

Попробуйте сами и увидите результат!

 

 

 

 

 

 



Необходимость и важность участие родителей в автоматизации поставленных логопедом звуков

 

Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большой частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому довольно часто логопеду приходится сталкиваться с такими вопросами, как: «Вы специалист, поэтому ждем от вас результатов. Когда у моего ребенка пропадут дефекты речи?». Возникают подобные вопросы из-за слабого представления родителей о самом процессе обучения их ребенка, а также из-за непонимания того простого факта, что большую часть своей жизни ребенок проводит именно с родителями.

 

Уважаемые родители!

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно)  звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на  этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных  звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 5-15 минут в день.

 

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. 

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д.

Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

- автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

- автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

- автоматизация звука в предложениях;

- автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

- автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

- автоматизация звука в разговорной речи.

В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи,  на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

Главная задача этапа автоматизации звуков  – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Для детей они  не новые, а родителями должны быть прочитаны до конца, объяснены и отработаны под родительским контролем. Чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными.

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

·  не ругать ребенка за неправильную речь;

·  

ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

·  

не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

·  осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

 Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

 

 

 


Как компьютерные игры и телевизор влияют

на развитие речи?

В последние годы родители и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всём мире. Как показали специальные исследования, в наше время 25% 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз!

Однако, причём здесь телевидение и компьютер? Ведь ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребёнком – взрослый или герой мультфильма?

 Разница огромная. Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог. Причём, включён не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями.  Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное – в его общение со взрослыми. Активность при этом тоже должна быть специфической — она должна быть в большой степени коммуникативной. Коммуникативная деятельность ребенка очень сильно зависит от родителей. От того, какое они придают ей значение, от того, разговаривают ли они с ребенком, оставляют ли они ему пространство для коммуникативной активности. Если ребенку уже два, а тем более три года, а родители все еще продолжают относиться к нему как к младенцу, стараются угадывать и предупреждать все его желания, не ожидая от него никаких усилий, то мотивация к говорению у него снижается. Зачем ему вообще говорить, если и так хорошо? Уровень взаимодействия с окружающими людьми остается примитивным, само взаимодействие — пассивным.

Современные дети в большинстве своём слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще их поглощают телепрограммы, компьютерные игры, которые не требуют ответа, не реагируют на их отношение. Усталых и молчаливых родителей заменяет экран. Но речь, исходящая с экрана, остаётся малоосмысленным набором  чужих звуков, она не становится  «своей». Поэтому дети предпочитают молчать,  либо изъясняются криками или жестами. 

Сказанное выше отнюдь не означает призыв к отказу от компьютера и телевизора из жизни детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но  в раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребёнка только складывается,  экран  несёт в себе серьёзную опасность. 

Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребёнок  освоил традиционные  виды детской  деятельности – рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное – когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.) 

Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7-лет),   когда дети  уже готовы к её использованию по назначению,  когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не их главным воспитателем.

 

 

 25.12.2017



Движение и речь

Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

У нормально развивающегося ребенка первые слова появляются в 8-9 месяцев. Если после 1 года и 2 месяцев — 1 года и 3 месяцев ребенок не произносит ни одного слова — нужно бить тревогу. После полутора лет у ребенка в норме появляются двухсловные  предложения:   «Мама, дай;  папа, би-би». Количество слов к концу второго года жизни колеблется от 100 до 300. К концу третьего года жизни словарный запас возрастает в 3-4 раза. Появляются многословные предложения. Ребенок способен рассказать почти наизусть небольшую сказку, прочитанную ему несколько раз. В три года ребенок может правильно произносить большинство звуков в речи.

Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.

 

 

Примеры игр.

1. Упражнения с пальчиками. Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями своих пальчиков воспитывается специальными упражнениями.

Пальчиковые упражнения включают в себя:

- упражнения для массажа (пощипывание, прижимание, похлопывание, постукивание и т.д.)

- упражнения с предметами (эспандер, прищепки, «ежики», пробки, горошки, шары, бусы, платочки, счетные палочки и т.д.)

- упражнения без предметов (пальчиковая гимнастика). Например:

«Белка».

Сидит белка на тележке, (Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно.)

Продает она орешки. Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. (Загибать пальчики, начиная с большого.)

Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку. (Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга.)

2.    Упражнения с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и отнюдь не случайно считаются самыми распространенными из игр.

Виды игр с мячом:

-  игры на развитие ориентировки в пространстве. Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Предлагаемые упражнения с мячом направлены на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого используются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи. Примеры: «Брось мяч влево, вправо»; «Кидай мяч соседу слева, справа»; «Бросай мяч вперед, назад»; «Прокати мяч вокруг себя» и т.д.

- игры с мячом, направленные на развитие звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Вся работа над звуками закрепляется в играх с мячом. Примеры: «Стукни ладошкой по мячу, когда услышишь звук А»; «Сколько звуков я назову, столько раз брось мячом об пол»; «Мяч поймай – слово называй» и т.д.

- игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи. Пример: «Я знаю три названия животных»; «Скажи ласково»; «Кто чем занимается»; «Из чего сделано»; «Третий лишний» и т.д.

30.11.2017

 

 

 




ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ

 

           Становление речи у детей проходит определенные стадии развития. Сначала малыш гулит, потом лепечет, затем начинает говорить первые слова после этого предложения и, наконец, фразы. Большая роль в успешном развитии речи принадлежит родителям. Важно разговаривать с малышом, знакомить его с окружающими предметами и явлениями. Таким образом ребенок познает мир и пополняет свой словарный запас.

           Однако иногда малыш поздно начинает гулить или лепетать, его речь развивается с запозданием. К сожалению, данная ситуация сейчас не редкость. Родители, обеспокоенные развитием речи ребенка, пытаются решить проблему.  

 

Помните, что эффективную помощь могут оказать педиатр, невролог, которые, в свою очередь, которые могут определить причину речевого нарушения и назначить медикаментозное лечение и логопед — специалист по работе с нарушениями речи.

 

          Родители, узнав, что у ребенка проблема с речевым развитием, сразу хотят выяснить причины возникновения данных проблем. Причины речевых нарушений разнообразны. 

           Можно выделить следующие основные причины нарушений развития речи у детей:

1. Педагогическая запущенность. Очень часто ребенку уделяется недостаточно внимания. Как правило, это происходит в семьях, в которых родители не совсем понимают, что малышу нужно ежеминутное общение и что с ним надо заниматься.  Родители целыми днями работают, а ребенок при этом оказывается «заброшенным». Это вполне может нарушить развитие речи у дошкольника

2. Негативные факторы в период беременности и родов.

Это могут быть:

- токсикоз во время беременности;

- инфекционные  заболевания и интоксикации, перенесенные будущей мамой;

- несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности;

- преждевременные или затяжные роды;

- кесарево сечение (не стоит его считать безвредным для ребенка);

- асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания).

Любая из перечисленных причин может вызвать отклонения в развитии речевых центров, которые находятся в коре головного мозга ребенка. При этом речевое развитие задерживается. Может также снизиться подвижность языка,  в  результате звукопроизношение будет нечистым, речь будет смазана.

          3. Негативным фактором для развития речи ребенка являются

частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, желудочно-кишечные заболевания в раннем возрасте (до трех лет).

          4. Не последнюю роль в возникновении речевых дефектов играет наследственный фактор, то есть если в семье кто-то имеет проблемы с речью.

          5. Снижение слуха.

6. Анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата:

- различные врожденные или приобретенные в результате травм расщелины небе, губ, деформация зубов;

- неправильный прикус;

- короткая подъязычная уздечка. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. Ребенок не может поднять язык вверх. Следовательно - звукопроизношение нарушается.

7. Сосание пальца.

8. Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание.

9. Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка, психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание.

 Поэтому, дорогие родители, необходимо обращать внимание на любые мелочи, которые  могут привести к серьезным проблемам в речевом развитии детей. Если вас что-то смущает в речи ребенка, лучше сразу обратитесь к специалистам. Не ждите, что «само всё пройдет». Помните, что чем раньше вы выявите проблему, тем быстрее она может быть решена.

Помогите ребенку заговорить правильно!

    31.10.2017


ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ С РЕЧЬЮ У МАЛЫША.

Есть такая шутка: «Сначала родители учат нас ходить и говорить, а потом требуют, чтобы мы сидели и молчали». Действительно, на первых порах жизни ребенка мамы и папы очень волнуются не только за каждое выученное слово, но и за каждую букву.

У малышей до 7 лет существуют четыре главные проблемы с речью.

1. Нарушение звукопроизношения.

Это когда некоторые звуки в речи ребенка отсутствуют или заменяются другими. Сложнее всего малышам выговаривать — свистящие «с», «з», «ц», шипящие «ш», «ж», «щ», «ч», а также — «л», «р» . Если к пяти годам ребенок не научился произносить непокорные свистящие и шипящие, тут проблема, скорее всего, в недостаточной подвижности языка.

Логопеды тренируют его специальной артикуляционной гимнастикой. Например, поцокать, как лошадка, полизать молоко, как киска, или пошевелить языком из стороны в сторону, как часы. Эти упражнения растягивают уздечку, увеличивают амплитуду движения, тем самым делая язык более подвижным и ловким.

2. Общее недоразвитие речи.

Это когда у ребенка плохо формируется словарный запас и наблюдаются трудности со связной речью (малышу трудно описать элементарные вещи, к примеру, сказать, что нарисовано на картинке, и т.д.). К тому же у ребенка очень страдает грамматика. Он путает окончания и предлоги (такие ошибки специалисты называют аграмматизмами).

Основная причина — некоторые нарушения работы речевых зон мозга. Еще одна из причин — элементарная педагогическая запущенность: с ребенком не играли, не разговаривали, не занимались. Проблема недоразвития речи эффективно корректируется специальными логопедическими программами.

3. Заикание (логоневроз).

Лечить логоневроз можно только комплексным подходом — психиатр, либо невролог назначает медикаментозное лечение, психолог работает с родителями и помогает нормализовать обстановку в семье, а логопед занимается по своей программе. Далеко не каждый логопед берется за такую кропотливую работу.

Говорить о стойкой ремиссии этого состояния (о полном излечении речь не идет, т.к. даже через много лет в кризисной ситуации проблема может вернуться) можно, только если малышу оказана своевременная помощь. А именно — в первые полгода возникновения проблемы. Чаще всего логоневроз обнаруживается в 2,5—3 года. Родителям стоит немедленно обратиться к специалисту. Можно ли справиться самостоятельно? Категорически нет.

4. Задержка развития речи (алалия).

Причина возникновения алалии — грубое нарушение работы речевых зон коры головного мозга. Если вашему малышу около 3 лет, а он вообще не разговаривает или в его запасе всего несколько слов («мама», «папа», «дай»), — не откладывая, идите к логопеду. Чем раньше начнутся занятия, тем лучше, потому как работа предстоит долгая и сложная.

Миф, связанный с задержкой развития речи, — «К пяти годам все само по себе наладится». К сожалению, этот миф распространяют сами логопеды, тем самым нанося непоправимый вред ребенку. Ждать категорически не стоит — в 5 лет исправить проблему будет значительно сложнее.

30.09.2017 

Детские ошибки.

 

Не обращать внимания или поправлять?

 

 

 

Порой у родителей возникает вопрос: как относиться к построенным грамматически неправильно детским словам? Ответ однозначно один: не оставаться равнодушным к речи собственного ребенка.

 

Вот наиболее распространенные ошибки в речи детей:

 

·                   

Замена уже освоенного звука другим. 

 

К примеру, при освоении произнесения звука [с], ребенок заменяет его на звук [ш]: говорит «шобака» вместо «собака». Необходимо поправлять неправильное произнесение ребенком звуков! Чем раньше слово, употребляемое в несоответствующей форме, попадает в лексикон ребенка, тем сложнее в дальнейшем исправляется произнесение искаженной формы. Ведь дети с завидным упорством повторяют искаженное ими слово. Если неправильное произнесение ребенком звука имеет стойкий характер и к 5 годам не исправляется, необходимо обратиться к логопеду.

 

·                   

Придуманные детьми слова, не употребляемые в речи взрослого. Взрослые часто восхищаются такими словами. Ведь придуманы они их малышом (этот феномен называется «словотворчество»: ползук – червяк, сердитки –морщинки и пр.). Конечно же, можно восторгаться фантазией малыша, но ни в коем случае нельзя хвалить при ребенке то или иное придуманное им слово. Таким поощрением родители закрепляют неправильное слово в словаре ребенка. Услышав неправильно произнесенное слово, необходимо сразу же поправить малыша: «Так не говорят, ты ошибся. Нужно сказать…». Нужно очень четко произнести слово и попросить малыша повторить его за взрослым.

 

·                   

Типичной ошибкой является построение ребенком всех глаголов в речи по образцу одной наиболее легкой для него формы. К примеру: «вставаю» вместо «встаю», «лизаю» вместо «лижу» и пр. То есть ребенок использует одну стандартную форму глагола. Такие ошибки необходимо также поправлять на грамматически верные слова каждый раз, как малыш их употребит в своей речи.

 

·                   

Следующий тип ошибок связан с изменением существительных по падежам. Падежные окончания существительных образуются детьми по усвоенным ими образцам: «Возьмем все стулы и сделаем поезд» - говорит трехлетний малыш другому малышу. «Нет, - возражает тот,- здесь мало стулов».

 

·                   

Ошибки наблюдаются и в  окончаниях, и в употреблении сравнительной степени прилагательных. Вообще следует отметить, что речь маленьких детей бедна прилагательными. Ребенок использует в своей речи небольшое количество прилагательных, с которыми их знакомят родители в повседневной деятельности или во время игры: страшный, злой, добрый, маленький и пр., следовательно, необходимо в своем ежедневном общении с ребенком употреблять большее количество различных прилагательных, обязательно связывая их с предметом или картинкой и т.д.

 

Уважаемые родители!

 

Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если Вы посмеетесь над ребенком и обидите его, он какое-то время может молчать, но главное, он может потерять к Вам доверие.

 

Чаще используйте в своей речи детские стишки, потешки, песенки.

 

Читайте ребенку книги - сделайте это Вашей семейной традицией (например, чтение перед сном).

 

Разговаривайте со своим малышом, задавайте ему вопросы - помогайте ему высказаться.

 

Но самое главное, следите за собственной речью! Вы должны говорить правильно, не искажая слов, четко произносить каждый звук, не торопиться и не «съедать» слогов и окончаний слов. Ваша речь должна быть также грамматически правильной и, конечно же, эмоциональной. Это знакомит малыша с богатством интонаций человеческого языка.

 

30.05.2017

 

Почему важно отвечать на вопросы детей?

 

Одной из главных особенностей детей дошкольного возраста является любознательность или наличие познавательного интереса, которые проявляются в вопросах, особенно на пятом году жизни (именно в этом возрасте детей называют «почемучками»). Основой детских вопросов является активная мыслительная деятельность.

Детские вопросы можно разделить на две группы:

1 группа. Познавательные вопросы.

Например: «Почему у ёлки зимой зелёные иголки?», «Почему женщины носят каблуки?» и т.д.

Дети спрашивают обо всём: о взаимоотношениях взрослых, о космосе, о боге.

2 группа. Коммуникативные вопросы.

Например: «Что ты делаешь?» Ребёнок прекрасно знает ответ, но задаёт вопрос для того, чтобы войти в контакт.

Характер вопросов меняется от возраста детей. 

В 2-3 года дети обычно задают такие вопросы: «Что это?», «Что ты делаешь?», «Она какая?», «Чья это?»

С 4-5 лет-это «почемучки», т.е. у детей появляется огромное количество познавательных вопросов. Например: «Почему облака плывут по небу?» или «Почему у дуба кривые ветки?». 

С 6-7 лет, как показывают учёные, количество вопросов уменьшается. Одни учёные объясняют это тем, что ребёнок сам пытается найти ответ, имея уже некоторый жизненный опыт и опыт размышлений. Другие учёные считают, что количество вопросов уменьшается потому, что взрослые не умеют отвечать на вопросы детей, тем самым губят любознательность.

 Как правильно отвечать на вопросы детей:

1. Надо знать и помнить, что вопросы ребёнок задаёт только тем, кого уважает, кого любит, кому доверяет. Любовь и доверие можно заслужить только добрым отношением к ребёнку, чем бы мы с ним не занимались.

2. К любому вопросу нужно относиться внимательно, с уважением.

3. Ответы на вопросы детей должны быть краткими, доступными, научными. Например: «Чем полезна липа?» «Цветки липы выделяют большое кол-во нектара, поэтому она считается лучшим медоносом. Пчёлы собирают нектар и вырабатывают мёд. Липовый мёд – прекрасное лекарство при простуде, как и настой из сушёных липовых цветков».

4. Необходимо учитывать опыт ребёнка и уровень его умственного развития, т.е. не обязательно всё рассказывать, а дать ему возможность подумать. Для этого необходимо задавать наводящие или встречные вопросы. Например: ребёнок задаёт вопрос: «Почему лев коричневого цвета?» Взрослый: «А как ты думаешь?», «А где живёт лев?», «А какого цвета песок?» и т.д.

5. Если есть возможность найти ответ в книге вместе с ребёнком, нужно это делать. Здесь решается ещё одна важная задача - мы приобщаем детей к книге, к источнику знаний. Для этого можно использовать детские энциклопедии.

 Уважаемые родители, наблюдайте вместе с детьми, делитесь опытом, рассказывайте им об окружающем мире – это развивает у них любознательность, а значит, многочисленные вопросы, на которые надо научиться терпеливо и умно отвечать.

25.04.2017



Как научить ребенка перессказывать?

Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения детских рассказов недостаточно, необходимо учиться пересказывать. 

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи и произношения, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.

Дошкольники, как правило, любят рассказывать знакомые сказки, пересказывать прочитанное, передавать содержание мультфильма. Но пересказывая, они часто путают факты и их последовательность, не всегда удерживают логику событий.

Умение пересказывать прочитанный текст - необходимый в школе навык, ведь вся школьная программа основана на пересказе, прочел - пересказал. Поэтому пока есть время, нужно постараться развить этот навык у ребенка до поступления в школу.

 

Как работать с текстом?


1. Вы выразительно читаете текст (1-2 раза).

2. Обсуждаете его с ребенком, все ли ему понятно, объясняете непонятные слова.

3. Спрашиваете: понял ли ребенок, кто главный герой? Почему рассказ назвали именно так?

4. Беседа по содержанию (вопросы по тексту).

Например, у Вас следующий текст:

Ходили ребята по лесу. Нашли под кустом ежа. Он со страху шариком свернулся. Попробуй-ка, возьми его руками – везде иголки торчат. Закатали ребята ежа в шапку, и домой принесли. Дали ему молока. Развернулся еж и начал есть молоко. Поел и опять шариком свернулся. А ребята чем-то другим занялись, зазевались – ежик и удрал обратно, к себе, в лес. 

Вы начинаете задавать ребенку вопросы, он должен отвечать полным предложением.

Где ходили ребята? (ребята ходили по лесу).
Кого они нашли? (Они нашли ежа).
Где сидел еж? (Ежик сидел под кустом).
Что сделал ежик со страху? (Ежик свернулся шариком).
Почему дети не укололись, когда брали ежа? (Они закатали его в шапку).
Что они ему дома дали? (дома дети дали ежу молока).
Что было дальше? (ежик начал есть молоко, потом опять свернулся. Пока дети играли, побежал в лес).

5. Повторно читаете рассказ с помощью ребенка.

Ходили ребята по … (лесу).
Нашли под кустом …(ежа).
Он со страху свернулся …(шариком).
Закатали дети ежа в …(шапку).
И принесли ежа …(домой).
Дали ему …(молока).
Развернулся ежи и начал есть …(молоко).
А потом убежал в …(лес).

6. В заключении ребенок пересказывает текст самостоятельно.

 

На начальных этапах обучения пересказу можно добавить рассматривание сюжетных и предметных картинок. Они помогут ребенку создать внутренний речевой план высказывания, позволят последовательно и легко передать содержание услышанного.

Помните, что от малыша не требуется дословный пересказ только что прослушанного текста.

 

 

Желаю Вам удачи!



РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

 Для воспитания правильной звучной речи уже в дошкольном возрасте необходима работа над правильным дыханием.

У дошкольников наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания: 

·Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных. 

· Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы. 

·    Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) - дем гулять). 

·      Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием». 

·      Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.

Недочеты детского дыхания преодолеваются:

1.  Развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха.

2.  Выработкой у детей умений правильно дышать в процессе речи.

То и другое достигается в младшем дошкольном возрасте исключительно в игре, а в среднем, и особенно в старшем - отчасти через гимнастику. Эта гимнастика начинается со специальных упражнений, в которых вдох и выдох носом чередуются со вдохом и выдохом ртом, например: вдох носом – выдох ртом; вдох-выдох носом; вдох-выдох ртом. Постепенно упражнения усложняются, и дети учатся произносить на одном выдохе сначала слова, например: «один», а затем «один, два», далее «один, два, три», а затем предложение с постепенным наращиванием числа слов в нем. Например, ребенок на выдохе произносит: «хорошо», а затем «хорошо пахнет», «Хорошо пахнет цветок» и т.д. При систематическом применении этих упражнений дошкольник начинает ощущать разницу в направлении воздушной струи и, учитывая правильно направлять ее.

Выработке правильной воздушной струи способствуют также упражнения связанные с дутьем. Их нужно проводить в форме игры, внося элементы соревнования. Часть игрушек можно изготовить вместе с детьми. Это бабочки, вертушки, цветки, метелочки, выполненные из бумаги или ткани. Можно использовать полоски бумаги, прикрепленные к деревянным палочкам. Ватные шарики на ниточках, легкие бумажные фигурки акробатов и т.д. Дуть можно также на легкие пластмассовые игрушки (кораблики), плавающие в воде. Хорошее упражнение дутье через трубочку в бутылку с водой. От дутья вода начинает бурлить, это увлекает детей. По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность, нужно показать ребенку, что выдох должен быть ровным и длительным. Можно предложить детям дуть на шарики или карандаши, лежащие на гладкой поверхности так, чтобы они перекатывались. Также можно организовать игру в «мыльные пузыри».

ВАЖНО ОТМЕТИТЬ, что, дуя на игрушки, ребенок должен совершать вдох, не поднимая плеч (то есть надувать при этом животик), а выдыхать непрерывно. Щеки во время дыхательных упражнений ни в коем случае не должны надуваться!

Родителям следует иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка (могут вызвать головокружение), поэтому их обязательно надо чередовать (не выполняйте более 3-4 упражнений подряд). Дыхательную гимнастику следует выполнять не более 3-5 минут, до еды.

Развитию дыхания очень помогает чтение стихотворений под маршировку и с дыханием под команду «вдох» после каждой строки. Для этого надо подобрать стихотворения, подходящие для этой цели по содержанию и по форме.

Итак, проводимая работа закрепляется постоянным надзором за дыханием детей и соответствующим внушением. В таком случае гарантирован успех.

Ниже представлено еще несколько примеров дыхательных упражнений.

- Поиграй животиком! Игра развивает физиологическое дыхание.

Для игры понадобится любая игрушка-зверушка. Предложите ребенку лечь в кроватку или на ковер и положить руки себе на живот.

Покажите, как надо глубоко вдохнуть, – надуть животик, а затем через несколько секунд выдохнуть, – животик при этом опустится. Делать упражнение можно не более 5 раз подряд, чтобы не было большой нагрузки на диафрагму и брюшные мышцы. А чтобы малышу было интересно выполнять дыхательное упражнение, положите на животик ребенка небольшую игрушку. Когда малыш вдохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях.

- Загони мяч в ворота. Игра вырабатывает у ребенка длительный, сильный, целенаправленный выдох.

Для игры понадобятся ворота (их можно заменить двумя кубиками) и кусочек ваты или небольшой скомканный кусочек бумаги, играющие роль мяча. Покажите малышу, как можно дуть на легкий «мячик», чтобы загнать его в игрушечные ворота. Попросите ребенка самого загнать мяч в ворота.

 Звуковая зарядка (с 2 лет). Игра формирует правильное речевое дыхание, умение произносить на одном выдохе два гласных звука, закрепляет правильную артикуляцию гласных звуков.

Покажите малышу, как после короткого глубокого вдоха надо через стороны поднять руки вверх, пропевая звук «А», а затем опустить руки вниз, пропевая на этот раз звук «У». Пусть малыш скопирует вслед за вами движения и услышанные звуки. В следующий раз можно пропеть другую пару гласных звуков. Например: «ИА», «УА», «ИО» и т. п.

Звуковая зарядка (с 3 лет). Игра формирует правильное речевое дыхание, умение произносить на одном выдохе три гласных звука. 

Продемонстрируйте ребенку, как нужно после короткого глубокого вдоха поднять руки вверх, пропевая звук «А», затем развести руки в стороны, пропевая звук «У», и, наконец, опустить их вниз, пропевая звук «И». Пусть малыш скопирует вслед за вами все движения и звуки. В следующий раз можно пропеть другую тройку звуков, сопровождая их движениями рук. Например: «УИА», «АОИ», «ОУЭ» и т. п.

26.01.2017



РЕЧЕВОЙ РЕЖИМ В НОВОГОДНИЕ КАНИКУЛЫ

 Впереди – каникулы. Не забудьте соблюдать речевой режим в условиях дома. Детям, которые занимаются с логопедом - это особо необходимо! У многих детей появились в речи звуки, ранее им недоступные. Работа велась не только логопедом, но и воспитателями: по коррекции звукопроизношения, над обогащением словарного запаса, развитием связной речи, фонематического восприятия, а также работа по развитию памяти, мышления, внимания и самоконтроля. 

 

Помните, что сформированные в течение учебных занятий навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи) за период каникул могут как укрепиться, так и «потеряться».

 

Перед каникулами мне бы хотелось дать некоторые рекомендации.

ü   

Не забывайте выполнять с ребенком домашнее задание по рабочим листам — в них есть весь речевой материал, который нужно использовать для закрепления звуков в речи.

ü   

Выделите время речевым играм и общению с ребенком.
Например, Вы можете:

- рассказать ребенку о том, какой праздник скоро наступит и как он празднуется в России;

- украшая вместе новогоднюю ёлку, можете вместе поговорить о елочных игрушках, обратить внимание на их внешний вид и материал, из которого они сделаны, назвать их, сравнить игрушки старые и современные и т.д.;

- вспомнить, кто приходит в гости на Новый год и приносит подарки;

- вместе вспомнить, сколько месяцев в году, сколько времен года, поиграть в игру «Что сначала, а что потом?»;

- составить рассказ (из личного опыта) "Как я украшал новогоднюю ёлку", «Как я встретил Новый год», «Почему я люблю зиму» и т.д.

- поиграйте в игру "Подбери 5 слов и ответь на вопрос»: ёлка (какая?) - ..., праздник (какой?) - ..., ёлочные игрушки (какие?) - ..., Дед Мороз (какой?) - ..., Снегурочка (какая?) - ..., ребята (какие?) - ..., подарки (какие?) - ..., зима (какая?);

- совместно с ребенком можете изготовить в домашних условиях несколько елочных игрушек;

- вспомнить новогодние стихи и песни.

ü  

Читайте вместе с ребёнком книги. Пусть это занятие войдёт у него в привычку. Просите ребёнка не только читать рассказы, но и пересказывать их. Интересуйтесь у ребёнка, что он думает о героях, об их поступках. Какой он бы хотел, чтобы был конец у рассказа. Так у ребёнка будет постоянно развиваться связная речь, и обогащаться словарный запас.

ü   

Чаще говорите с ребёнком, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.

22.12.2016

КАК ЛЕГКО УЧИТЬ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ С РЕБЕНКОМ?

 СОВЕТЫ:

Важное правило – заинтересовать ребенка.

Обязательно прочитайте текст вместе с малышом. Спросите, понравилось ли ему стихотворение, все ли слова понятны. Очень хорошо провести параллели с жизнью самого ребенка. Стихотворение о лете? Вспомните вашу поездку в деревню. Об игрушках?  Сравните героев с любимыми куклами и зверушками малыша. Так стих станет «роднее», и ребенок выучит его с большим удовольствием.

Эмоционально и с выражением — именно так следует разучивать стихотворение, иначе оно потеряет всякий смысл для ребенка. 

Чтобы стихотворение училось легко, отдайтесь его ритму.

Делайте с ребенком движения под ритм стихотворения. Тут подойдут шаги, плавные движения руками и так далее.

 Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: вы говорите строчку и бросаете мячик ребенку. Он повторяет строчку и бросает мяч вам обратно. Вы говорите следующую строчку и опять бросаете мяч и так далее. Когда ребенок познакомится со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово. В этом случае ребенок не повторяет за вами слова, а каждый из вас говорит следующее слово в момент, когда мяч оказывается у него в руках.

Можно нарисовать стихотворение вместе с ребенком. Это может быть одна картинка, а может быть целая серия небольших зарисовок (на каждую строчку/четверостишие), которые собираются в книжку.

Не настаивайте на изучении стихов, если ребенок не в настроении, чем-то занят, расстроен. Это может отбить у ребенка всякое желание, и он потеряет интерес к стихам.

Повторите стихотворение вместе через промежуток времени, через полчаса, позже, перед сном, на следующий день.  Только не стоит делать это в виде экзамена: «А ну-ка,  расскажи, я посмотрю, как ты запомнил». Гораздо эффективнее, если: Вы предложите рассказать вместе папе / бабушке; Вы начнете рассказывать, а потом «забудете» и попросите ребенка помочь; Вы попросите ребенка послушать, правильно ли Вы запомнили.

Повторите стихотворение через день,  через два, помогая малышу картинками и движениями, если он забудет.

При таком заучивании мы делаем упор на все анализаторные системы человека (слуховую,  зрительную,  кинестетическую – движения)  и все они работают вместе, значительно облегчая работу ребенка, помогая лучше и легче запоминать стихи.

И не забывайте - наиболее благоприятный возраст для заучивания стихотворений - 4-5 лет, когда память начинает развиваться особенно быстро.

24.11.2016


 

 

консультации: четверг с 15.00 до 19.00