Главная

Учитель-логопед Романец Анастасия Андреевна

Словесные игры

 Словесные игры развивают у детей речь и мышление, фантазию и воображение. Для словесных игр не нужен какой-то реквизит.

Играть в словесные игры можно по дороге в детский сад, стоя в очереди или во время поездки в транспорте. Хочу привести примеры наиболее известных и популярных словесных игр для детей. Вот несколько примеров подобных игр

Игры для развития речи с использованием подручных предметов.

У вас на столе лежит яблоко? Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребенка, причем любого возраста.

· игра-соревнование «Подбери словечко» Яблоко какое? – сладкое, сочное, круглое, блестящее, большое, спелое, душистое, желтое, тяжелое, вымытое. Игра пройдет интереснее, если вы пригласите других членов семьи, друзей вашего ребенка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока.

· игра «Нарисуй и заштрихуй» Пока яблоко еще целое, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.

· игра «Вспомни сказку» В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки». Тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко.

· игра с союзом «а» А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой: 1 яблоко желтое, а 2 – красное; одно сладкое, а другое – кислое; у первого коричневые семечки, а у второго – белые и т. д. Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития речи.

Развиваем грамматически правильную речь на прогулке.

На прогулке вы можете прививать и закреплять речевые навыки по лексическим темам: «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Город», «Транспорт», «Птицы» и др. Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми. Все это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в виде беседы. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребенка, а вместе с ним словарь существительных, глаголов, прилагательных. Новые, незнакомые ребенку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребенка понятно говорить их. Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голос птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимание. Ребенку будут интересны игры «О чем рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».

Развиваем грамматически правильную речь на кухне.

На кухне у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по следующим темам: «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Фрукты», «Овощи». Рассказывайте ребенку, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т. д., часто бывает так, что дети заменяют эти действия общими словами «готовит» или «делает»). Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, черствый и т. д.). Задавайте ребенку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы еще забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь на кухне. И пусть рассказывает вам о том, что он делает. Ведь в деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

Развиваем грамматически правильную речь на даче.

На даче перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Времена года», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Только здесь ребенок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом дается урожай. Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребенка, все равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас. Практически на любом наглядном материале, окружающем нас, могут быть проведены такие речевые игры как «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чем я говорю», «Скажи наоборот» и т. д.

 

Декабрь 2023

 

 

 

 

 



Роль семьи в формировании грамматически правильной речи у детей с ТНР

 

Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения.

Бытует мнение, что речь развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает устной речью. Это ошибочное суждение зачастую накладывает отпечаток на речь дошкольника.

Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную речь, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Если взрослые не следят за своей речью, то до ребенка многие слова долетают искаженно: «скока» вместо «сколько», «ложи» вместо «клади», «заплотишь» вместо «заплатишь». Также нужно следить за правильностью постановки ударения, например, «баловАться», а не «бАловаться», «свёкла» а не «свеклА». Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Следует объяснять их значение.

Важно, чтобы взрослые осознавали, что невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии, а от речевых возможностей зависит общее интеллектуальное развитие человека. Чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют определенного уровня развития, в том числе и речевого. Если ребенок не достиг этого уровня, то очень вероятно большое количество ошибок при письме и чтении. Но нельзя сводить проблему формирования речи только к обучению грамоте, т.к. развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью.

Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.

CОВЕТ ЛОГОПЕДА

При современном ритме жизни все труднее становится найти время для занятий со своими детьми… Не стоит упускать малейшего повода что-то обсудить с ребенком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога – малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребенок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнерские отношения).

Простое чтение перед сном не только положительно повлияет на развитие речи и кругозор ребенка, но и скажется на школьных отметках по чтению и литературе! Создайте новую семейную традицию взамен просмотра телевизора. Семейное чтение «на ночь» применимо не только к дошкольникам, но и к школьникам. Такая семейная традиция отразится не только на речи, но и на ваших отношениях с ребенком.

 

 

Ноябрь 2023 


Почему мой ребенок молчит?

 

Каждый родитель мечтает о том, чтобы именно его ребенок был самым здоровым, самым умным, самым-самым.

Не удивительно, что любое несоответствие развития ребенка принятым нормам вызывает состояние, близкое к панике. Одна из самых настораживающих проблем – отсутствие речи у детей старше 3 лет.

Часто это не является отклонением, ребенок заговорит, только чуть позже и, возможно, обгонит в речевом развитии сверстников.

В этом случае запаздывание речи связано с индивидуальными особенностями организма ребенка. Такие дети прекрасно понимают обращенную к ним речь, внимательно и охотно слушают, играют с ровесниками.

Иногда в «молчании» ребенка виноваты сами родители: проявляя излишнюю заботу и бросаясь выполнять каждое желание еще до того, как оно было высказано. В такой обстановке у ребенка просто отсутствует стимул произносить слова в слух - он и так все получает.

Противоположная ситуация, когда развитием ребенка никто не занимается, живую речь заменяет телевизор, а родители редко разговаривают даже друг с другом. Задержка речи может быть вызвана и генетической предрасположенностью, и тем, что в семье разговаривают одновременно на двух языках.

 Ребенку, необходимо проверить его слух, возможно, отсутствие речи связано с тем, что он плохо слышит.  Худший вариант, если позднее речевое развитие вызвано нарушениями работы центральной нервной системы.

Негативное воздействие на тонкий механизм ЦНС могло произойти в период внутриутробного развития, во время родов или в  первые  моменты после рождения. В этом случае не обойтись без комплексного обследования ребенка у специалистов: психоневролога, невропатолога, отоларинголога, логопеда, психолога и дефектолога.

Сами родители тоже могут и должны внести вклад в развитие своего ребенка. Речь напрямую связана с мелкой моторикой руки. Традиционная пальчиковая гимнастика полезна всем детям без исключения, она не только ускоряет интеллектуальное развитие, но и повышает иммунитет. Не менее важны для развития ребенка  массаж, подвижные игры, развивающие координацию, кубики, пазлы, мозаика. Все это доступно и требует лишь одного: времени и внимания родителей.

 

Октябрь 2023

 

 


Сколько нужно занятий, чтобы поставить звук ребенку?

 

Родители, когда приводят ребёнка на занятия к логопеду, спрашивают о том, сколько времени может занять исправление звуков. Желание узнать сколько потребуется занятий для исправление проблемы вполне естественно. Часто родители спрашивают об этом друг у друга и узнают, что одному ребёнку исправили звук за пару недель, а другой ходил на занятия к логопеду около года.

Создаётся впечатление, что некоторые специалисты намеренно тянут время, чтобы побольше заработать или просто напросто логопед не очень хороший и срочно надо искать другого. Конечно, все логопеды не могут работать одинаково, но существуют факторы, от которых зависит, сколько времени нужно затратить на коррекцию звукопроизношения.

Постановка звука – это только один из этапов всего процесса коррекции звукопроизношения.

В некоторых случаях звук ребёнку удаётся поставить быстро, за одно-два занятия. Но работа на этом не заканчивается. Поставленный звук нужно ввести в речь и закрепить его в ней(автоматизировать), а для этого необходимо время. Иначе у вас возникнет другая проблема, когда ребенок умеет говорить все звуки по отдельности, но в речи всё равно остается непонятная «каша».

Сроки работы над звуками зависят от того, какое количество звуков нарушено.

Сроки исправления звуков зависят от возраста ребёнка.

Если начать ставить звук Л или Р в 2-3 года, то этот процесс может затянуться на год и больше, так как в этом возрасте малыш ещё не готов физически.
А в 4,5-5 лет можно устранить такую проблему за полтора-два месяца (если у ребёнка нет других нарушений).

Длительность коррекции зависит от вида речевого нарушения.

Большинство родителей замечают только то, что их ребёнок неправильно выговаривает звуки. Но ребёнок может произносить звуки дефектно при различных нарушениях речи:

•дислалия •дизартрия •ринолалия • фонетико-фонематическое недоразвитие и другие

Каждое из этих нарушений отличается по причинам возникновения, механизму, степени выраженности дефекта. Всё это влияет на сроки коррекционной работы.

Если у ребёнка дислалия, то коррекционный процесс займёт меньше времени.
При других нарушениях постановка и автоматизация звуков сама по себе более сложная и продолжительная, а кроме работы над звуками добавляются и другие коррекционные задачи.
Например, при дизартрии большую часть времени нужно уделять артикуляционной и мимической гимнастике, при некоторых ее формах — логопедическому массажу. При фонетико-фонематическом недоразвитии значительный промежуток времени нужно уделить этапу формирования и совершенствования фонематического (речевого) слуха. Поэтому, если у ребёнка не дислалия, а любое другое нарушение речи, начинать заниматься необходимо, не дожидаясь пятилетнего возраста.

В заключение хочется отметить, какие бы значительные положительные изменения в речи ребёнка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для него лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Уважаемые родители! Тут ваше участие и поддержка неоценимы. Разговаривайте с ребенком, не забывайте поправлять его, когда слышите ошибки. Обязательно занимайтесь дома и выполняйте домашние задания логопеда.

 

Сентябрь 2023