Личный блог Виты Валерьевны где можно найти массу полезной информации https://www.maam.ru/users/gcbgt
Памятка на лето по закреплению речевых навыков у детей
в период летних каникул
Учебный год заканчивается – многое пройдено детьми. У детей появились в речи звуки, недоступные ранее, дети обогатили свой словарный запас, улучшилась связная речь.
Помните, что за далее, на летних каникулах, важно сохранить настрой и определенные учебные навыки.
Следите за правильным произношением звуков в речи, читайте с ребенком, обсуждайте происходящее вокруг, книги и мультфильмы.
И закрепляйте знание о временах года в вашей семье. Закрепите знания про лето, повторите про весну
Тема: Времена года. Лето.
1.
Назови времена года по порядку, начиная с зимы. Какое время года перед летом? После лета? Между весной и осенью? Сколько месяцев в году? Объясни пословицу «Не проси лета долгого, проси теплого». Чем отличается лето от осени, зимы, весны? Что происходит летом в природе? Как живется насекомым? Что делают люди летом? Какую работу выполняют летом люди на улице в городе и селе?
2.
Назови как можно больше слов, которые помогут тебе рассказать о том: какое бывает лето, какое небо, какой ветер, какой запах, какой день. Лето жаркое, засушливое...
3.
Подбери подходящие слова. Взрослый произносит предложение, а ребенок выбирает подходящие по смыслу слова и повторяет их.
появляется, распускается, распрямляется, разворачивается…
Гроза собирается, гремит, грохочет, разразилась, прошла, закончилась.
4.
Игра «О чем я говорю?» (подобрать подходящее слово, обращая внимание на окончание прилагательных)
Жаркое, душное, знойное, дождливое, влажное, яркое, разноцветное
5.
Подбери родственные слова:
Лето – летний, по-летнему, летник, летом. Солнце. Дождь.
6.
Исправь ошибки. (поставить слово в скобках в нужную форму).
Наступил первый (лето) день. (Наступил первый летний день). Солнце светит (жарко) лучами. Деревья утопают в (зеленый) листве.
7.
Выучите с ребенком стихотворение С.Маршака
«Июнь! Июнь» -
В саду щебечут птицы.
На одуванчик только дунь –
И весь он разлетится.
Тема: Времена года. Весна.
1.
Назови времена года по порядку, начиная с зимы. Какое время года перед весной? После весны? После лета? Между зимой и летом? Какое сейчас время года? Почему? Сколько месяцев в году? Объясни пословицу «Весна да осень – на дню погод восемь». Чем отличается весна от осени, лета, зимы? Что происходит весной в природе? Как живется птицам и животным? Что делают люди встречая перелетных птиц? Какую работу выполняют весной люди на улице в городе и селе?
2.
Назови как можно больше слов, которые помогут тебе рассказать о том: какая бывает весна, какое небо, какой ветер, какой запах. Весна теплая, разная…..
3.
Подбери подходящие слова. Взрослый произносит предложение, а ребенок выбирает подходящие по смыслу слова и повторяет их.
Листочек появляется, распускается, распрямляется, разворачивается…
Солнце светит, согревает, обогревает, лучится, восходит, прячется…
4.
Игра «О чем я говорю?» (подобрать подходящее слово, обращая внимание на окончание прилагательных)
Теплая, свежая, зеленая, журчащая, звонкая, молодая, затяжная, цветущая
5.
Подбери родственные слова:
Весна – весенний, по-весеннему, веснушка. Трава, лист…
6.
Исправь ошибки. (поставить слово в скобках в нужную форму).
Наступил первый (весна) день. (Наступил первый весенний день). Солнце заиграло (яркий) лучами. Подул (тепло) ветер. В воздухе запахло (свежий) землей.
7.
Выучите с ребенком стихотворение С.Маршака.
Распустился ландыш в мае
В самый праздник – в первый день
Май цветами провожая,
Распускается сирень.
РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
ТИП ГЛОТАНИЯ У ДЕТЕЙ
Ребенок рождается с хорошо развитым механизмом глотания. По мере прорезывания зубов сосание заменяется жеванием. У некоторых детей старше 3-х лет сохраняется так называемое, инфантильное глотание, которое приводит к дефекту прикуса и фонематического нарушения речи. При неправильном глотании язык прокладывается между верхними и нижними зубами. Или упирается в нижние резцы.
Сохранение инфантильного типа глотания может быть обусловлено:
— длительным сосанием соски,
— поздним включением в рацион твердой пищи,
— поздним прорезыванием временных зубов,
— короткой уздечкой языка,
— ротовым дыханием.
Все это, способно удерживать язык длительное время на дне полости рта.
Нужно ли исправлять неправильное глотание?
Обязательно. Неправильное положение языка создаёт неблагоприятную ортодонтическую ситуацию во рту. Во время логопедической диагностики, специалист выявляет наличие дефектов звукопроизношения и их связь с инфантильным глотанием, а также составляет определенный план коррекции.
Для начала необходимо научить ребенка правильно глотать. Полезно имитировать жевание, зевание, глотание, контролируя нахождение языка за верхними зубами. Для ухода от инфантильного глотания поможет артикуляционная гимнастика, основной задачей которой является выработка привычного верхнего положения языка, нормализации дыхания через нос. Поможет также и логопедический массаж — активное механическое воздействие.
Важно учитывать, что при исправлении инфантильного типа глотания ребенку необходим комплексный подход узких специалистов.
Практика «Учимся глотать»
Поднимите язык кверху и прижмите его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сожмите, губы сомкните (исходное положение). Попробуйте проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. Упражнение повторяют в первый день 5-6 раз, во второй — 2 раза (утром и вечером) по 5-6 раз, затем — 3 раза в день по 10-12 раз.
Для окончательной автоматизации процесса правильного глотания применяем то же исходное положение. Только теперь удерживаем язык в таком положении в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.
Если у вашего ребенка РАС
(расстройство аутистического спектра)
Работа по развитию речи детьми, имеющими диагноз РАС, длительна и кропотлива. Усилия специалиста и родителей, занимающихся формированием речи ребенка, направлены на развитие наиболее сохранных структур мозга. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение аутичного ребенка, имеющего тип мышления «буквального» восприятия. Реальные предметы, картинки, напечатанные слова применяются на всех этапах работы с ним. Выстраивание визуального ряда является основным условием успешности занятий с неговорящими детьми. Глубина аутистических расстройств не позволяет сразу приступить к развитию понимания ребенком обращенной к нему речи и развитию произносительной стороны речи. До начала работы над речевой функцией необходимы особые предварительные этапы работы.
Первый этап. Первичный контакт
Адаптационный период работы с ребенком чаще всего растягивается на несколько месяцев, поэтому к формированию взаимодействия ребенка с педагогом можно приступать уже на 2-3-м занятии, после установления формального контакта с ребенком. Формально установленный контакт предполагает, что ребенок почувствовал «неопасность» ситуации и готов находиться в одном помещении с педагогом. За это время определяются средства, способные привлечь внимание ребенка. Выбираются те из них, которые в дальнейшем будут использоваться для поощрения на занятиях.
Второй этап. Первичные учебные навыки
В случае, когда у ребенка имеется выраженная отрицательная реакция на занятия за столом, сначала раскладываем приготовленный материал (мозаика, бусы, пазлы, картинки и т. п.) там, где он чувствует себя комфортнее, например на полу. Картинку или игрушку, на которую ребенок обратил внимание, нужно переложить на стол и как бы забыть о ней. Вероятнее всего, ребенок будет невзначай подходить к столу и брать в руки уже знакомые предметы. Постепенно страх исчезнет, и можно будет проводить занятия за столом.
Организация занятий и рабочего места
Правильно организованное рабочее место вырабатывает у ребенка необходимые для занятий стереотипы. Подготовленный материал кладется слева от ребенка, выполненное задание – справа. Убирать дидактический материал и перекладывать его на правую сторону стола лучше ребенку самостоятельно или с незначительной помощью. На первых порах ребенку предлагается только наблюдать за тем, как педагог выполняет задание. От него лишь требуется по окончании каждого элемента работы разложить материал по коробкам или пакетам. После того, как ребенок выполнил это действие, следует поощрить его ранее определенным способом. Так ребенок удерживается в рамках структурированной деятельности и отходит от стола с положительным чувством завершенности работы.
Работа над опорными коммуникативными навыками
Как замена взгляда «глаза в глаза», сначала вырабатывается фиксация взора на картинке, которую педагог или родитель, держит на уровне своих губ. Если ребенок не реагирует на обращение, нужно мягко повернуть его за подбородок и дождаться, когда взор скользнет по предъявляемому материалу. Постепенно время фиксации взора на картинке будет возрастать и заменяться взглядом в глаза.
На этом этапе используется минимальное количество речевых инструкций: «Возьми», «Положи». Четкость их выполнения важна для дальнейшего обучения. В качестве стимульного материала подойдут парные картинки или предметы. Желательно, чтобы ребенок фиксировал взгляд на картинке до момента ее передачи в его руки.
Третий этап. Работа над указательным жестом и жестами «да», «нет»
Спонтанное применение жестов «да», «нет» и указательного жеста детьми, страдающими тяжелыми формами аутизма, может возникнуть к 7-8 годам, а может и совсем не проявиться, что чрезвычайно затрудняет общение с этими детьми. Специальный тренинг позволяет сформировать эти жесты и ввести их в ежедневное общение ребенка с близкими людьми. На занятиях педагог или родитель регулярно задает вопросы: «Ты разложил картинки?» «Ты убрал картинки?», побуждая его утвердительно кивнуть головой. Если ребенок не делает этого самостоятельно, следует слегка нажать ладонью на затылочную область его головы. Как только жест стал получаться, пусть с помощью рук педагога, вводим жест «нет». Сначала используем те же вопросы, но задаем их, пока задание не завершено. Затем жесты «да», «нет» употребляются в качестве ответов на различные вопросы.
Одновременно отрабатывается указательный жест. К словесным инструкциям «Возьми», «Положи» добавляем еще одну: «Покажи». Педагог фиксирует кисть ребенка в положении жеста и учит четко устанавливать палец на нужном предмете или картинке.
Несмотря на некоторую механистичность в использовании жестов, нужно поощрять их применение ребенком, так как этот минимальный набор невербальной коммуникации позволяет родителям определять желания ребенка, тем самым устраняя многие конфликтные ситуации.
При работе с пазлами, деревянными рамками и другими заданиями на конструктивный праксис, используется речевая инструкция: «Двигай». Когда ребенок совмещает кусочки мозаики или пазлы (с помощью взрослого), слово «Двигай» повторяется до тех пор, пока деталь четко не встанет на место. В этот момент нужно провести ручкой ребенка по собранному полю, определяя отсутствие зазоров и выпуклостей, повторяя при этом: «Гладко получилось». Ровность и гладкость рабочего материала служит критерием правильности сборки, после чего ребенок поощряется.