Главная

Учитель-логопед Деньгина Вита Валерьевна

Личный блог Виты Валерьевны где можно найти массу полезной информации https://www.maam.ru/users/gcbgt

 

Рекомендации логопедических игр на зимний период

«Поиграйте с детьми»

 

Массаж активизирующий«Зима»

Пришла зима (трем ладошки друг о друга)

Принесла мороз  (пальцами массажируем плечи, предплечья)

Пришла зима  (трем ладошки друг о друга)

Замерзает нос (ладошкой массажируем кончик носа)

Снег (плавные движения ладонями)

Сугробы (кулаки стучат по коленям попеременно)

Гололед (ладони шоркают по коленям разнонаправлено)

Все на улицу — вперед! (одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)

 

Теплые штаны наденем (ладонями проводим по ногам).

Шапку, шубу, валенки (ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами)

Руки в варежках согреем (круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони)

И завяжем шарфики (ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи)

Зимний месяц называй(ладони стучат по коленям) Декабрь, Январь, Февраль. кулак, ребро, ладонь.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре (загибать пальчики, начиная с большого пальца)

Мы с тобой снежок слепили («лепят», меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показать круг, сжимая ладони вместе, гладить одной ладонью другую)

И совсем, совсем не сладкий (грозить пальчиком)

Раз — подбросим

Два — поймаем

Три — уроним и сломаем (выполнять соответствующие словам действия)

Игра «Какой? Какая? Какие?

Образование притяжательных прилагательных

Зима (какая) холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная…

Снег (какой) – белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный. 

Снежинки (какие) – белые, легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие. 

Сосулька (какая) – твердая, гладкая, холодная, острая, блестящая. 

Лед (какой) – гладкий, блестящий,холодный, твердый.

 

Игра «Что делает?»

Образование глаголов настоящего времени

Снежинки зимой (что делают) …

Лед на солнце (что делает) …

Мороз (что делает) …

Метель (что делает) …

Игра «Назови ласково».

Упражнять ребенка в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами

Снег — снежок. Лед — … Зима — … Мороз — … Метель — … Солнце — …

Игра «Из чего — какой?»

Поможет поупражнять ребенка в образование качественных прилагательных. 

Горка из снега (какая) — снежная.

Дорожка изо льда (какая) — …

Погода с морозом (какая) — …

Игра «Четвертый лишний»

Коньки, скакалка, лыжи, санки.

Лиса, волк, медведь, жираф.

Метель, вьюга, мороз, дождь.

 

 

Консультация для родителей

«Почему важно заниматься артикуляционной гимнастикой»

 

Цель: выработка полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады

 

Выполнение артикуляционных упражнений полезно и необходимо. Так как четкая  артикуляция – основа хорошей дикции.  Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. 

 

У детей с ОВЗ встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка недостаточно четки и согласованы. Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими. Все упражнения артикуляционной гимнастики, условно, можно разделить на несколько комплексов: "общие" и "постановочные" упражнения. Общие упражнения направлены на развитие подвижности органов речевого аппарата, отработку центрального выдоха, когда воздушная струя проходит посере­дине языка. Этот комплекс рекомендуется выполнять детям, с любыми недостатками звукопроизношения.

 Выполнение этих и других артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, поскольку они помогают сделать речь чистой, четкой, ритмичной. Для детей с нарушениями звукопроизношения такая гимнастика является необходимой. Индивидуальный комплекс упражнений лучше всего подбирать с логопедом. Сделать это можно на занятиях, а потом выполнять «домашние задания», основываясь на рекомендациях.

 

Упражнения для губ.

1.    

"Улыбка"- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2.    

"Трубочка" - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3.    

"Хоботок" - Вытягивание сомкнутых губ вперед.

4.    

"Бублик" - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5.    

"Трубочка", "Бублик", "Улыбка", "Хоботок" - Чередование положений губ.

Статические упражнения для языка.

1.    

 «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

2.    

«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

3.    

«Иголочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

4.    

«Горка», («Киска сердится»). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

5.    

 «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка.

1.    

«Часики», («Маятник»). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

2.    

 «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

3.    

«Футбол», («Спрячь конфетку»). Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

4.    

«Почистить зубы». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

5.    

 «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

6.    

«Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

7.    

«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

8.    

«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

9.    

«Оближем губки». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.


ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ С РЕБЕНКОМ

 НА ЗИМНИХ КАНИКУЛАХ

Предлагаю вам несколько идей на ваш выбор:

Предложите детям раскраски на новогоднюю тему. Шаблоны таких картинок можно найти в свободном доступе. Повторите лексические темы: зима, зимняя одежда, птицы и животные зимой, Новый год.

Посвятите один-два дня кулинарным мастер-классам — вместе с детьми вы можете делать имбирное печенье или пряники. Это еще активизация мелкой моторики ребенка. Как и изготовление различных масок. Нужно лишь несколько белых бумажных тарелок, цветной картон, ножницы, палочки для мороженого, белые помпоны или ватные шарики — и красочные маски снеговика и Деда Мороза будут радовать детей.

Сделать украшения из старых новогодних открыток, например, колокольчики или елку. Также из надоевших открыток можно сделать новогодние украшения для интерьера,

Сделать «снежного ангела» дома — просто пусть ребенок ляжет на пол и раскинет руки, а вы украсьте его вокруг светящимися гирляндами. Не забудьте запечатлеть результат на фото.

Покататься с горки, если позволят погодные условия — эта идея не устаревает, появляются новые виды «транспорта» (от тюбингов и снегокатов до традиционных санок и ледянок).

Рассмотреть вместе с ребенком снежинки под увеличительным стеклом. Достаточно во время снегопада вынести кусок картона минут на 10, чтобы он охладился, а потом подставить его под снег. Поймав несколько снежинок на картонку, можно спрятаться под козырек двери и любоваться ими через лупу.

Организовать домашнее театральное представление — для этого выберите сказку, которая нравится ребенку, распределите роли, подготовьте декорации, костюмы, выучите слова. Превратите дом в настоящий театр на время каникул.

Если к вашему ребенку пришли друзья, можно порадовать их, устроив охоту за леденцами. Просто развесьте леденцы-трости по всему дому на ручки ящиков, корзины для игрушек и в другие неожиданные места и отправьте детей на их поиски. Повторяем наречия: далеко, высоко, близко, низко.

Больше читайте — вместе обсуждайте героев новых и любимых сказочных историй, ищите мораль в книгах. За чашечкой горячего какао зимнее чтение кажется особенно привлекательным, уютным, атмосферным.

Новый год – отличное время подвести итоги, понять, что получилось, а что нет, а также строить планы. Добавьте уникальности в эти обсуждения, сделайте комплименты каждому члену семьи. Задача – отметить новые хорошие качества, которые появились.

Также можно поделиться лучшими моментами ушедшего года. Сделайте мини фильм по итогам года. Пусть каждый расскажет, что ему больше всего запомнилось. Главное правило – говорим о хорошем, акцентируем внимание на позитивных моментах.