Учитель-дефектолог Володченкова Марта Сергеевна

 

консультации для родителей пятница  с 17. 00 до 19.00

Для домашних занятий на сентябрь-октябрь application/msword иконкаzanimaemsya_doma_sentyabr-oktyabr.doc

Для домашних занятий ноябрь-декабрь application/msword иконкаzanimaemsya_doma_noyabr-dekabr.doc


Развиваем речь в пути

Если ваш ребёнок чем-то занят, увлечён, это очень хорошо, но ещё лучше, если это занятие не только завладевает его вниманием, но и учит чему-то новому. Ниже предложены варианты занятий для вашего ребёнка, которые будут интересны и полезны для его умственного, речевого и творческого развития.

Такие непростые сложные слова.

Речь ребёнка должна быть грамотной и распространённой, на её развитие должны быть направлены не только занятия в детском саду. В процессе игр и развлечений тоже можно найти моменты, где есть место для развития речи. Например, во время поездки в автобусе или машине. Каждый день мы куда- то отправляемся с ребёнком, и чтобы это время не проходило зря, можно использовать ограниченное пространство машины для игры в слова. Она поможет пополнить словарный запас ребёнка, а также развить фантазию и сообразительность.

По пути вам, возможно, встретятся какие-нибудь из следующих объектов: бензоколонка, автомашина, молокозавод, самосвал, спортплощадка. Расскажите ребёнку о том, что названия этих объектов образованы из двух разных слов. Обсудите это с ним, выясните, понимает ли он, почему это происходит. Пусть ребёнок предложит свои варианты сложных слов. Проговорите слова вместе с малышом. Так он лучше их запомнит, и они будут в его словарном запасе.

Слова-родственники.

Эта игра очень простая, но в то же время она учит классифицировать предметы. Её суть в том, что вы вместе с ребёнком выбираете какую-нибудь категорию предметов – автомобили, одежда, животные – категория может быть любой. Будет очень интересно, если это будет как категория, которая хорошо знакома ребёнку, так и новая информация, с которой он только начал знакомство. Вы говорите ребёнку фразу: «Скажи три …», а он дополняет её тремя известными ему предметами, относящимися к этой категории. После этого предоставьте ребёнку возможность сделать то же самое. Можно намеренно допускать ошибки, пусть поупражняется в их поиске и исправлении.

Если игроков несколько, то можно предложить каждому отдельную категорию предметов, а можно дать им самим установить, кто называет категорию первым, а кто отвечает.

 

25.04.2017

 


Учите детей отгадывать загадки

Взрослые, загадывая детям загадки, часто не задумываются над тем, сможет ли ребёнок их отгадать, не анализируют ход его мыслей при отгадывании, торопят, забывая о том, что главное не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ на вопрос предложенной загадки.

Если дети затрудняются найти решение, взрослые, уступая их просьбам, просто сообщают отгадку, тем самым лишая детей возможности думать, размышлять. Этого делать не следует. Привыкая, ребята теряют интерес к загадке. Обучение детей умению отгадывать загадки требует терпения. Прежде всего взрослому не следует торопиться с ответом. Не надо также рассчитывать только на природную сообразительность ребёнка. Детей следует учить сознательно отгадывать загадки: понимать их содержание, находить пути решения логической задачи, знакомить с приёмами отгадывания, а также учить объяснять и доказывать правильность отгадки.

Обучать детей умению отгадывать загадки надо начинать не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении.

Развитие внимания, памяти, наблюдательности ребёнка является основой для той мыслительной работы, которую он совершает при отгадывании загадок.

Главным условием, обеспечивающим правильное понимание загадок и правильное их отгадывание, является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых идёт речь в загадке.

Наблюдения, систематически проводимые в природе и окружающей жизни, лежат в основе работы по обучению детей отгадыванию загадок.

Наблюдая различные группы предметов и явлений, необходимо выделять существенные для каждой группы признаки, связи, зависимости. Знакомя детей с различными предметами, созданными руками человека, отмечайте особенности внешнего вида, материалы, из которых они сделаны, назначение, способ использования предметов. Рассказывая о транспорте, обращайте внимание детей на внешний вид (у автомобиля – колёса, фары, кабина, кузов и т.д.; у самолёта – фюзеляж, крылья, хвост и др.), на характер движения (автомобиль едет по дороге, поезд – по рельсам, пароход плывёт по воде), на звучание (самолёт гудит, мотоцикл трещит), на назначение (транспорт служит для перевозки людей, грузов). Знания, приобретённые детьми во время таких наблюдений, являются основой для отгадывания различных загадок о транспорте:

Что за птица:

Песен не поёт,

Гнёзд не вьёт,

Людей и груз везёт? (Самолёт).

При рассматривании птиц, животных, насекомых и наблюдении за ними обращайте внимание детей на части тела: голова, ноги, крылья, хвост, клюв; особенности их строения, образ жизни, повадки (где живёт, чем питается, как передвигается, как защищается). Рассматривая, например, гуся, отметьте, что у него длинная шея, крепкий длинный клюв, красные лапы, между пальцами перепонки; гусь может летать, гоготать, щипать. Знание этих особенностей поможет ребёнку отгадать различные загадки про гуся.

Нужны знания, специально подводящие ребят к отгадыванию загадок определённого содержания. Можно понаблюдать за тем, как птицы вьют гнёзда, муравьи сооружают муравейник, паук плетёт паутину, чтобы сделать вывод, что птицы, насекомые строят свои дома без рук, без инструментов. Такой вывод является основой для отгадывания загадок: Без рук, без топорёнка построена избёнка (гнездо), висит сито, не руками свито (паутина).

 Есть много явлений природы, которые с течением времени не остаются неизменными. Загадки о таких явлениях построены на основе обобщённых выводов человека по результатам длительных наблюдений: зимой лежал, а весной в реку побежал (снег); в шубе летом, а зимой раздеты (деревья).

Чтобы дети могли самостоятельно отгадывать подобные загадки, наблюдайте явление в разные периоды его развития. Наблюдая за изменением реки во все времена года, дети легко отгадывают загадку: «Летом бежит, зимой спит, весна настала – опять побежала».

Но иногда даже многократные наблюдения в естественных условиях не помогают составить полного представления о явлении. Чтобы отгадать загадки: «В огне не горит, в воде не тонет»; «На дворе горой, а в избе водой», надо провести опыты со льдом и снегом, они явятся ключом к отгадке.

Таким образом, фактические знания об окружающем, приобретённые детьми во время наблюдений, игр, труда, подготавливают ребёнка к пониманию содержания загадок, их логической основы и тем самым облегчают отгадывание.

30.03.2017г.

Педагогические правила для родителей

Отвечайте на все вопросы детей насколько можно терпеливее и добросовестно.

Серьёзные высказывания и вопросы ребёнка воспринимайте всерьёз.

Не ругайте ребёнка за беспорядок в его комнате, если это связано с творческой работой и она ещё не закончена.

Отведите ребёнку комнату или часть комнаты только для его занятий.

Показывайте малышу, что вы его любите таким, какой он есть, а не за его достижения.

Давайте ребёнку посильные задания.

Помогайте малышу строить свои личные планы и принимать решения

Установите нормальный стандарт поведения и следите, чтобы ребёнок его придерживался.

Никогда не говорите ребёнку, что он хуже других.

Приучайте ребёнка думать самостоятельно.

Не унижайте ребёнка, наказывая.

Регулярно читайте ребёнку и приучайте его к чтению с малых лет.

Поддерживайте у ребёнка желание фантазировать.

Внимательно относитесь к индивидуальным возможностям ребёнка.

Выделите время для ежедневного общения с малышом.

Разрешайте ребёнку принимать участие в планировании семейных дел.

Не дразните ребёнка за ошибки.

Хвалите ребёнка за выученные стихи, рассказы, песни.

Позволяйте ребёнку играть со всевозможными материалами.

В занятиях ребёнка находите моменты, достойные похвалы.

Не хвалите ребёнка без причины и неискренне.

Будьте объективны в оценках своих чувств.

Не  существует тем, которые исключаются для обсуждения с ребёнком.

Давайте ребёнку возможность самостоятельно принимать решения.

Помогайте ребёнку быть личностью.

Развивайте у ребёнка позитивное восприятие его способностей.

Помогайте малышу выбрать те телепередачи, которые заслуживают внимания.

Никогда не отмахивайтесь от неудач ребёнка, говоря: «Я это тоже не умею».

Верьте в ум ребёнка и доверяйте ему.

Позволяйте ребёнку самостоятельно выполнять основную часть работы, за которую он взялся, даже тогда, когда у него нет уверенности в позитивном исходе.

28.02.2017