Учитель - дефектолог Баркан Светлана Николаевна

консультации для родителей среда  с 15.00 до 19.00

 

Консультация за февраль на тему "Как помочь ребенку запомнить графическое изображение цифр" application/msword иконкаstatya_za_fevral.doc

 

Дети и книги «Читайте детям не нотации, а книги»

 Как сделать  так, чтобы ваш  ребёнок захотел читать?

Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. В прошлом родители доставали детские книги, простаивали за ними в очередях в магазинах, собирали макулатуру, чтобы получить талон на приобретение книги. Книги доставались нелегко, поэтому детям прививалось уважительное, даже трепетное отношение к книге, без которой порой жизни не мыслили.Многих родителей волнует вопрос, заключающийся в том, как же сделать так, чтобы ребёнок захотел читать.  Ведь книга - это важный предмет, необходимый для развития интеллекта и духовности у ребенка. Научить ребенка читать и привить у него интерес к чтению - это важная задача, стоящая перед старшим поколением. Способов по приобщению детей к чтению столько же, сколько и детей. А самый главный способ, чтобы вы, родители сами не расставались с книгой, журналом или газетой.Один из первых шагов - это правильный выбор книг. Книга должна быть иллюстрирована, а текст соответствовать способностям ребенка. Дети любят смотреть картинки, слушать, а потом только читать сами.

Правила, которые необходимо соблюдать,  чтобы приобщить ребёнка к чтению:

-  Читайте ребенку вслух с самого раннего возраста и даже если ему 10 лет. Готовит мама на кухне ужин, ребенок рядом читает вслух или про себя (но потом обязательно нужно спросить, о чем он прочитал), если есть возможность 5-10 минут почитайте ему и продолжайте работу свою дальше.

-  Выясните наклонности своего ребенка, что ему нравится. Покупайте книги по той теме, которой он интересуется (динозавры, рыцари, русалки и т. д.). Не смейтесь и не критикуйте выбор книги ребёнка. Он вправе выбрать то, что ему нравится. 

- Покупайте книги, дарите книги, получайте их в качестве подарка. «Книга - лучший подарок» - эта фраза очень актуальна и популярна сейчас.

-  Приучать ребенка нужно с небольших рассказов, книг, сказок, чтобы у него формировалось чувство законченности и удовлетворенности. 

- Пусть дети читают младшим братьям и сестрам, друзьям и родственникам. Особенно дети любят  читать сказки бабушкам. 

- Отведите сами ребенка первый раз в библиотеку, пусть эти походы, вместе с вами,  будут регулярными. Не ленитесь, библиотека работает и в выходные дни. Если вы сами запишитесь в библиотеку, то это будет хороший пример для малыша. 

- После просмотра фильма, мультфильма предложите  ребёнку почитать книгу и сравнить, совпадает сюжет книги и сюжет фильма. Можно сначала прочитать сказку, а потом посмотреть мультфильм или кинофильм, или спектакль по этой книге. Тогда аудио ощущения соединятся с визуальными ощущениями, и ребенку будет интересно сопоставить образы, созданные у него в голове с теми, что он увидел. 

Не принуждайте к чтению, иначе это может вызвать обратную реакцию. Наоборот, все время для чтения создавайте атмосферу радости, спокойной доброжелательности и заинтересованности. Выбирайте спокойное время - перед сном, вечером и т.д. 

Всегда спрашивайте у ребенка мнение о прочитанной книге и никогда не критикуйте, если его мнение расходится с вашим, у ребенка должен вырабатываться свой взгляд на мир, а не ваш. 

Если у вас есть книга, которую вам читали ваши родители или бабушка с дедушкой, обязательно найдите ее и покажите ребенку, ему будет очень интересно, что этой книге – столько лет и ее читали его мама или папа. 

Уважительно относитесь к книге и к ней будут уважительно относиться ваши дети, подайте им пример, сами читайте.

  Как правильно выбрать книгу ребёнку.

 

Покупка детских книг - дело непростое. Казалось бы, магазины буквально ломятся от книг: фантастика, словари русского языка, детские книги - можно подобрать на любой вкус и кошелек. Но на чем же остановиться? Какую книгу выбрать? Подороже или подешевле? Потолще или потоньше? С реалистическими картинками или с "мультяшными"? 

 От того, как будут выглядеть первые книги малыша, во многом зависит, как вообще сложатся его дальнейшие отношения с книгой. Ведь для маленького, еще не умеющего читать ребенка текст неотделим от иллюстрации. Да и подумайте сами, сможет ли малыш научиться любить книгу, подружиться ней если в руки тебе будут попадаться лишь безвкусные аляповатые издания, или книжонки, напечатанные слепеньким шрифтом на сероватой бумаге? Поэтому при выборе детской книги не может быть мелочей.

Существует несколько правил, которые помогут взрослым сориентироваться в литературном поиске. Главное из них – качество детской литературы напрямую зависит от соответствия книги возрастной психологии ребенка. 

Переплет. Обязательно обратите внимание на переплет: ведь ему предстоит выдержать немалые испытания. Желательно покупать книги в твердых обложках с прочным корешком. Обязательно проверьте, прошиты страницы или склеены: во-первых, из клееных книг страницы быстро выпадают, а во-вторых клей сыпется и ребенок, которому все хочется пробовать на вкус, будет съедать этот осыпающийся клей; в-третьих, клей может быть пахучим, способствовать проявлению аллергии. 

 Формат. Книги для малышей должны быть достаточно большого формата, желательно, не меньше, чем А4, иначе иллюстрации, да и шрифт окажутся слишком мелкими. Но гигантские книжки размером с ватманский лист, которые иногда встречаются в магазинах, хоть и выглядят шикарно, для маленьких детей не годятся: кроха просто не сможет охватить взглядом все, что нарисовано на странице. 

Бумага. Бумага в детской книге должна быть хорошего качества, плотная, белая или чуть бежевая, но ни в коем случае не серая: это вредно для глаз. Лучше не покупать книги с блестящей глянцевой бумагой: она будет бликовать и отсвечивать. У глянцевых листов часто бывает очень острый срез. Обязательно проверьте, не острые ли края у листов, чтобы малыш не поранил пальчик. 

 Шрифт. Шрифт в детской книге должен быть четким, ясным, контрастным и крупным. Еще не умея читать, многие дети очень рано, едва ли не в два года, начинают рассматривать текст, искать в нем знакомые буквы и слова. 

 Объем. Лучше покупайте книги, в которых под одной обложкой лишь одна сказка, если ребеночек еще совсем маленький, для тех, кто постарше, подойдут сборники из трех-четырех, максимум - пяти произведений. Желательно при этом, чтобы они были рассчитаны примерно на один возраст. 

Иллюстрации. Иллюстрациям следует уделить особое внимание: ведь от них не только зависит, какими будет ребенок представлять героев произведения. Для маленького, еще не научившегося читать ребенка именно иллюстрация - главный канал восприятия текста. И поэтому хорошая книжная иллюстрация должна не просто комментировать текст, а дополнять его, расширять, углублять его понимание. Детям до пяти лет желательно выбирать книги, где картинки есть на каждой странице, иначе малышу будет неинтересно слушать. Издатели нередко снабжают книжки для самых маленьких вымышленными картинками (фиолетовые коровы, оранжевые кролики и т. п.). А ведь в младшем возрасте (до 3-х лет), когда ребенок активно познает мир, иллюстрации должны быть такими, как на самом деле.

Возраст детей и  примерное содержание книги.

От 1 до 3 лет. Выбирая книжки для самых маленьких, прежде всего, следует обращать внимание на иллюстрации. Они должны быть яркими и гармоничными по цвету, ведь вкус вашего ребенка уже формируется! Отдавайте предпочтение тем книжкам, где художник, иллюстрировавший их, подчеркнул объём, и светотень - так малышу будет проще опознавать предметы и зверей, и запоминать то, что вы ему рассказываете. 

Слушая мамины истории и рассматривая красочные картинки, малыш расширяет пассивный словарь, учится понимать обращенную к нему речь. Так, постепенно от книжек, состоящих только из картинок, вы сможете перейти к тем, где есть стихи, маленькие сказки, пословицы и загадки. По мере того, как ребенок становится старше, роль содержания книжек в его развитии выходит на первый план, вытесняя роль иллюстрации. Итак, вы начинаете читать малышу книжки с небольшим количеством текста. Теперь при выборе книг вы уже стараетесь обращать внимание на их «содержательную сторону». 

От 3 до 4 лет. Не удивляйтесь, если ваш трехлетний книголюб из десятка предложенных книжек предпочитает перелистывать только две. На знакомых примерах ребенок учится связывать и воспроизводить сюжетную линию. Можно задавать ребенку по ходу чтения простые вопросы: «Почему на картинке мальчик грустит? Почему деревья без листьев?» и т. д. Нужно спрашивать о сюжетных линиях: «Что дальше случится с главным героем?» Поощряйте пересказ. Стоит обращать внимание ребенка на детали. Иллюстрации в книгах для 4-5–летних должны быть детализированы и рассчитаны на длительное просматривание. 

 Картинки,  изображающие бытовые предметы,  еду, фрукты, одежду - то есть,  все то, что окружает ребенка ежедневно, - должны быть простыми, понятными и легкоузнаваемыми. Кровать должна быть однозначно похожа на кровать, яблоко – на яблоко, ложка - на ложку. 

Детям этого возраста уже можно предложить книжки чисто познавательные: «Форма», «Размер», «Цвет» и т. д. В таких книжках хорошо знакомые ребенку предметы сопоставляются по основным признакам. Главное требование в этом случае - наглядность иллюстраций. 

Если вы хотите купить книжку стихов для маленького ребенка, лучше всего отдавать предпочтение нашим детским классикам - таким, как А. Барто, Б. Заходер, С. Я. Маршак. Сейчас они прекрасно переизданы и проиллюстрированы. 

Сказки, (в том числе русские народные) - прекрасный материал для чтения, развития фантазии и образного мышления вашего ребенка. Они учат добру, всегда содержат мораль, и, кроме того, - поражают детское воображение чудесными превращениями. Малыш 4-6 лет это, безусловно, оценит.