Главная

Педагог-психолог Позднякова Наталья Александровна

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ (ИГРЫ НА  СМАРТФОНЕ) В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ: ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД?

   Ребенок должен играть в игры, но считаются ли компьютерные игры и игры на телефоне полезным занятием для детей?

   Современные технологии, приходящие в нашу жизнь, приносят не только пользу, но и создают ряд проблем. Актуально это и для всеобщей компьютеризации. Компьютер (телефон) дома – это уже не роскошь, а необходимая вещь. Современный человек должен уметь им пользоваться, чтобы найти нужную информацию, подать заявку на услуги. И даже подрастающее поколение должно уметь пользоваться гаджетами, т.к. в наше время велика роль онлайн – обучения; существует много развивающих ресурсов для детей на просторах интернета. Но, осваивая компьютер, ребенок, как правило, в первую очередь увлекается компьютерными играми. Как они влияют на психическое развитие ребенка? И можно ли извлечь пользу из такого увлечения?

Компьютерные игры могут навредить?

   Отношение у родителей и педагогов к данным играм неоднозначное. Многие считают, что это увлечение несет в себе ряд опасностей.

   Играя в компьютерные игры, ребенок может так просиживать очень долго, вместо того, чтобы читать книги, делать уроки, гулять на свежем воздухе. Таким образом, компьютер (телефон) вытесняет все остальные интересы ребенка из его жизни.

   Длительное просиживание за компьютером приводит к тому, что дети перутомляются.  У них появляются раздражение, нервозность или, наоборот, вялость. Могут появиться и проблемы со здоровьем. Особую тревогу у родителей вызывает увлечение «стрелялками»

Вредны ли для психики ребенка «стрелялки»?

   Многие компьютерные игры содержат в себе сцены насилия, и ребенок, играя в них, погружается в мир, где он довольно правдоподобно вскрывает врагам животы или расстреливает людей в упор. Существует опасение, что при этом он привыкает к виду крови и трупов и переносит агрессию и спокойное отношение к насилию в реальную жизнь.

  Ряд опытов, проведенных учеными, показали, что сразу после просмотра агрессивных видеосюжетов ребенок действительно может становиться более агрессивным. Но насколько длителен этот эффект и как влияют на мировоззрение и поведение ребенка в целом данные игры точно неизвестно. Проще всего «в качестве профилактики» оградить ребенка от слишком кровожадных игр.

   Но компьютерные игры могут принести также и пользу, став помощником в развитиии у ребенка целого ряда нужных и полезных навыков. В этом могут помочь развивающие компьютерные игры. Они  оказывают положительное влияние на целый ряд психических процессов ребенка. С помощью развивающих игр ребенок учится:

Ø

мыслить логически и рассуждать

Ø

запомнать достаточно большие объемы информации

Ø

развивать мелкую моторику рук

Ø

развивать зрительное внимание

Ø

развивать образное и пространственное мышление

Ø

развивать концентрацию внимания

   Играя в развивающие игры, дети учатся продумывать свои действия, делать предположительные прогнозы, усваивать и обобщать большое количество информации. Важно, что с помощью логических игр ребенок учится искать разные пути решения поставленной задачи и быстрее осваивает многие понятия.

    Развивающие игры могут быть очень разнообразными, рассчитанными на разный возраст и характер ребенка. Каждая игра тренирует какие – то конкретные навыки и развивает функции, поэтому внимательно выбирайте игру  в зависимости от задачи, которую хотите поставить ребенку.

   Существуют также игры, ориентированные на девочек или на мальчиков, в которых  учитываются особенности их психики и сфера их интересов.

   При подборе игр лучше выбирать игры умеренной сложности и постепенно предлагать более трудные задачи. Для подвижных непоседливых детей предпочтительнее игры покороче и подинамичнее. Спокойным детям можно предлагать более длинные игры.

Определите количество времени для игр

Чтобы компьютерные  игры (игры на телефоне)  не представляли угрозы для ребенка, установите у себя в семье особые правила:

Ø

не разрешайте ребенку сидеть за данными играми больше двух часов в день

Ø

не давайте ребенку играть в данные игры за несколько часов до сна

Ø

если вы замечаете, что ребенок перевозбуждается от какой – то игры, «отмените» ее

Ø

проиграйте в каждую из игр сами, чтобы понять - насколько она подходит для задач, которые вы ставите.

   Используйте возможности компьютера для того, чтобы помочь ребенку приобрести новые навыки и развить нужные психические характеристики. Но помните об опасностях злоупотребления! Тогда компьютерные игры принесут вашему ребенку только пользу!

 

Нужно ли учить ребёнка

давать сдачи?

 

    У каждого малыша в какой – то момент жизни наступает период первых контактов и взаимодействий с другими детьми. Не всегда этот опыт бывает приятным.  Дети могут толкаться, драться, отбирать игрушки, бросаться песком, ломать постройки — умышленно или случайно, просто так или со злости. Также дети могут не желать делиться игрушками с другими детьми. И в таких ситуациях родители начинают задаваться вопросом: как же научить малыша постоять за себя? Как сделать так, чтобы ребенок научился правильно реагировать в подобных ситуациях, и чтобы обидчик понял, что поступил нехорошо. И первое, что обычно решают родители, — это научить ребенка «давать сдачи».

   Возрастной период от рождения до пяти-шести лет характеризуется незрелостью нервной системы и мозга ребенка: отделы, отвечающие за саморегуляцию (в том числе и эмоциональную) еще не развиты, способности к установлению логических причинно-следственных связей еще нет, поэтому поведение дошкольника еще обусловлено импульсами, сиюминутными желаниями, внезапно возникшими эмоциями. Ребенок физически не успевает затормозить свои чувства (например, злость) и может, поддавшись импульсу, ударить, если кто-то случайно его задел или взял без разрешения игрушку. Следовательно,  не нужно рассматривать такое поведение малыша как агрессивное,  считать его драчуном. Ребенок еще не способен на агрессию во взрослом понимании этого слова, это всего лишь незрелое поведение. Наблюдается оно у всех детей, но с разной степенью выраженности и частотой.

   Но что же делать, чтобы уберечь своего ребенка от таких проявлений? В первую очередь — понять, что такие ситуации, когда обижают вашего малыша, — неизбежны. Точно так же, как и ваш ребенок может стать для кого-то «обидчиком». И относиться к таким действиям нужно хладнокровно, без драматизма, не вплетая в такие ситуации свой взрослый опыт.

Во-вторых, родителям следует помнить, что малыш минимум до трех лет нуждается в постоянном сопровождении взрослого во всех ситуациях социального взаимодействия. Это необходимо и для того, чтобы предотвращать агрессивные действия своего ребенка, и для того, чтобы защитить его от нападок других, а также, чтобы на собственном примере показывать, как же следует правильно реагировать в тех или иных ситуациях. Взрослому, который сопровождает ребенка, необходимо физически пресекать все силовые действия ребенка, — просто перехватывая руку ребенка, чтобы не допустить удара, подставляя свою руку, если малыш хочет толкнуть или укусить, забирая своего ребенка из зоны конфликта. Если мы будем транслировать ребенку идею о том, что если его ударили, то следует ударить в ответ, мы рискуем встретиться с совсем иными последствиями, нежели рассчитываем. Ведь ребенок дошкольного возраста еще не способен просчитать силу удара и соотнести свою силу с желаемой, а, соответственно, может ударить сильно и  нанести серьезную травму другому ребенку. Готовы ли вы к такому? К тому же, часто дети могут толкнуть или задеть по неосторожности — имеет ли смысл в таком случае бить в ответ?

   Следует осознавать, что сообщая ребенку постулат «если тебя ударили — бей в ответ», мы вселяем в его сознание идею о нормальности насилия, о допустимости физической силы в принципе. Неизвестно, поймет ли малыш, что это такой способ защитить себя, но он точно усвоит, что драться можно, что сила решает все, что если что-то не нравится — нужно нападать. Это также связано с тем, что в дошкольном возрасте у детей основной способ обучения — это подражание, бездумное повторение, без осознания сути и содержания этих действий. Вам обязательно следует научить говорить ребенка такие фразы: «Стоп!», «Остановись, мне так не нравится. Я не хочу так играть», «Мне неприятно/больно, прекрати!» Следует всегда подчеркивать, что решать конфликты нужно словесно.

   Находясь в компании других детей, если рядом нет родителя, (например, в детском саду), ребенок всегда должен знать, кто тот главный взрослый, к которому он сможет прийти, если его обижают. Это может быть воспитатель или няня.

   Дети уже с рождения наделены определенными особенностями нервной системы: есть малыши бойкие и активные с пеленок, есть дети более спокойные и чувствительные. И первых даже нет необходимости учить «давать сдачи» — они и так прибегнут к этому способу в ситуации, если их обидят (просто поддавшись импульсу, совершенно неосознанно выплескивая свою злость на обидчика). Впрочем, и сами они чаще всего бывают инициаторами физических конфликтов (опять - таки, в силу темперамента, а не потому, что агрессивные, плохие или невоспитанные).   А вот малышей осторожных и уравновешенных учить давать сдачи — это подвергать дополнительному стрессу, т.к. они и так обычно нерешительны в ситуациях социального взаимодействия, а тут еще нужно уметь защищаться. Таких детей нельзя стыдить, высмеивать, навешивать ярлыки, ведь если чувствительный малыш вместо поддержки взрослого столкнется с осуждением, это никак не сделает его «сильнее», наоборот,  — вызовет чувство одиночества и уверенность в том, что он — плохой, ненужный родителям.

  Не тревожьтесь, что ваш ребенок не будет уметь постоять за себя,— всему свое время. Если вы дадите своему малышу надежную опору и поддержку в сложных ситуациях, это сделает его уверенным в себе и подарит ощущение прочной почвы под ногами. А когда он станет достаточно зрелым, то совершенно естественным образом начнет использовать другие способы самозащиты, не прибегая к вашей помощи.

 Есть ли у моего ребенка АУТИЗМ?

   Расстройствами аутистического спектра (РАС) принято считать комплексные нарушения психического развития, проявляющиеся в социальной дезадаптации, неспособности к общению и социальному взаимодействию, а также в стереотипном поведении (многократном повторении однообразных действий).

   У мальчиков это заболевание встречается чаще, чем у девочек (4:1). Ученые во всем мире, изучающие проблемы аутизма, не пришли к единому мнению о причинах  заболеваемости РАС.

ОСНОВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ РАС У ДЕТЕЙ

   Для того, чтобы распознать аутистический спектр у ребенка, родители должны внимательно следить за его поведением, замечать все необычное, не свойственное возрастной норме. Эти признаки можно выявить у ребенка уже в 1-3 года.

1.   

Нет реакции на имя

   Вы зовете ребенка по имени несколько раз, а он не отзывается. Вы при нем рассказываете о нем кому – либо, называя его имя («Петя хорошо покушал»), а он не реагирует на свое имя и не дает эмоциональной реакции.

2.   

Нет указательного жеста

   Ребенок никогда не показывает пальцем на любимую игрушку, чтобы ее сняли с полки и дали ему. Он просто ждет, пока ему предложат игрушку или же начинает громко кричать.  Также он не показывает пальцем на пролетающий самолет (но может проследить глазами), на еду, которую он любит, или на предмет, который хочет взять в руки.

3.   

Задержка речи и языковых навыков

   Например, ребенок знает слова «помидор», «нож», «соль», «положить», «помыть», «тарелка», «дать», но сложить их в словосочетание или в предложение он не может.

4.   

Эхолалии — многократное повторение слов и фраз

   Ребенка спрашивают: «Хочешь пить?», он повторяет: «Хочешь пить?» вместо ответа на вопрос. Или неделю подряд говорит только фразы из мультфильма — «Это я, почтальон Печкин, принес заметку про вашего мальчика», «Молодой крокодил хочет завести друзей», — в ответ на все, что спрашивают у ребенка, а также и просто так, без вопросов, просто ходит и повторяет.

5.   

Нет игры «понарошку» и включения в предлагаемую игру

   Ребенок не проявляет интереса к тому, что мама сажает куклу на игрушечный стульчик и кормит ее. Ребенок не участвует в этой игре и не повторяет за мамой, как и то  КАК говорит уточка— «кря-кря», собачка—«гав-гав» и т.д. Если мама изображает, что не видит ребенка  и спрашивает: «Где (имя ребенка)?!», ребенок не реагирует.

6.   

Несвязные ответы на вопросы

   Ребенок может знать много слов, в том числе и свое имя, но его ответы на вопросы часто могут звучать так: «Как тебя зовут?» — «Хорошо», «Мальчик», «Красивый», «На велосипеде».

7.   

Нет зрительного контакта и предпочтение быть одному

   Ребенок не смотрит в глаза взрослым и детям по собственной инициативе, а на просьбу: «(Имя), посмотри на меня!» — почти никогда не реагирует, в редких случаях быстро смотрит и отводит взгляд. Ребенок спокоен и выглядит довольным, когда играет один, повернувшись спиной к окружающим. Он избегает зрительного контакта и желает быть в одиночестве довольно часто.

8.   

Расстройство даже от незначительных изменений

   Ребенок очень переживает, если кто-то передвигает одну из его игрушек на полке. Он может начать громко плакать, если замечает, что игрушку сдвинули даже на полсантиметра! Также ребенок отказывается  надевать новую одежду и обувь, он требует точно такие же кроссовки, футболки и куртки, которые уже носит, а если не получается купить такие же—приходит в сильное волнение и может начать кричать и отказывается одеваться. А еще ему важно ходить одной и той же дорогой и есть одну и ту же еду, любые перемены очень тяжелы для него.

9.   

Навязчивые интересы

   Ребенок может довольно долго выстраивать машинки и кубики в ряд, крутить колесики или рассматривать вращающиеся предметы и технику. Ребенка привлекает вентилятор, стиральная машина, с которых он не сводит глаз. Переключить внимание ребенка, чтобы он занялся чем-то другим, почти невозможно, т.к. он очень сильно расстраивается и может громко кричать. А еще ребенка может привлекать конкретная категория игрушек (например,  паровозы), он отбрасывает в сторону любые детские книги, если они не про паровозы.

10.

 Необычные реакции на звуки, запахи, вкусы, внешний вид или тактильные ощущения

   Ребенок может закрывать уши руками, когда включают пылесос или звонят в дверь. Когда родители пытаются обнимать ребенка, чаще всего он уворачивается от объятий или кричит. Также ребенок, к примеру, может испугаться крошечного котенка, а к огромной собаке подойти без всякого страха. Гладкие резиновые сапоги ребенку могут нравиться, а сапоги из замши - вызывать протест, - он их раскидывает и убегает.

11.

 Трудности в понимании и назывании собственных чувств и чувств других.

   Ребенок может смеяться, видя, как упал и больно ударился другой ребенок: он не понимает, что другому ребенку больно, и он расстроен.

Другая ситуация: вечером папа пришел с работы и очень рад, что видит ребенка. Ребенок не реагирует на папу.

12.

 Необычные и однообразные движения

   Ребенок может делать необычные движения пальцами перед глазами и может делать их очень долго. А иногда он начинает хлопать вытянутыми руками вдоль тела, и кажется, что не может остановиться. Также он может часто кружиться на одном месте, а иногда раскачиваться. Все эти движения возникают иногда сами по себе, а иногда в ответ на действия других людей — например, когда ребенка похвалили или поругали, дали игрушку или забрали ее.

 Если у вас есть подозрения, что у вашего ребенка аутизм, пройдите тест M-CHAT-R на риски аутизма (доступ есть в сети интернет) и покажите результаты педиатру или психиатру (тест подходит для детей от 16 месяцев).