Главная

Музыкальный руководитель Щербак Людмила Николаевна

 

Уважаемые родители!

Предсавляем Вашему вниманию сайт нашего музыкального руководителя 

https://doshkolnyj-muz-ruk.jimdofree.com/?logout=1

Здесь вы найдете много интересного!

 

 Пение, как здоровьесберегающая технология в музыкальном развитии детей дошкольного возраста

 

Каждый человек, родившись, получает от природы драгоценный и великий дар — особого качества музыкальный инструмент — голос. Некоторые педагоги считают, что именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются очень важной составляющей гармоничного развития дошкольника. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление детей, слух, память, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат. 

          Пение — один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр    

На музыкальных занятиях для обучения детей пению используются различные педагогические  технологии: личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, игровые технологии, исследовательской деятельности, развивающего, проблемного обучения, информационно-коммуникативные и др., но самыми востребованными технологиями в развитии певческих навыков являются здоровьесберегающие.

К ним относятся:

- валеологические песенки-распевки,

- дыхательная гимнастика,

- артикуляционная гимнастика,

- оздоровительные и фонопедические упражнения,

- игровой массаж,

- пальчиковые игры,

- речевые игры.

Данные упражнения позволяют полностью подготовить голосовой аппарат и весь организм детей к работе над песней, что предотвращает перенапряжение неокрепших голосовых связок в процессе пения. Детям становиться проще, разучивать и исполнять песни, так как активизируются все вокальные навыки и музыкальный слух. К тому же в процессе выполнения данных упражнений укрепляется здоровье детей.

     Валеологические песенки-распевки.

     Несложные, добрые тексты  и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

     Цель распевания - подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определенных интервалов.

     Задачи: предупреждать заболевания верхних дыхательных путей, укреплять хрупкие голосовые связки детей, подготовить их к пению. Валеологические песни-распевки дети быстро усваивают, быстро запоминают и больше проявляют интереса к короткой песенке.

         После занятий ВОКАЛОТЕРАПИЕЙ дыхание становиться более экономным, а, по утверждению ученых, от этого зависит работоспособность человека.

     Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечнососудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.

     А о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания. Эфективность и научная обоснованность вокалотерапии была доказана ведущим российским музыкотерапевтом, руководителем научно-исследовательского Центра музыкальной терапии и медико-акустических технологий профессором Сергеем Шушарджаном. Этот метод, основан на звуковых вибрациях, доступной каждому и не требующей специальной подготовки.

Каждый орган нашего тела имеет свой "голос". "Звучание" больных органов отличается от звучания здоровых. Это ненормальное "звучание" можно скорректировать, научив человека правильно петь. Когда человек говорит или поет (одним словом – "звучит"), то, по разным оценкам, от 60 до 85 % звуковых вибраций его голоса идет во внутренние органы (поглощается ими) и только 15-40 % – во внешнюю среду. Благодаря этим вибрациям происходит массаж внутренних органов. Что положительно воздействует на них.

Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиции музыкотерапии (то есть не столько в плане их произнесения, сколько в плане их «пропевания») то с учетом открытий в современной науки рекомендации в этой специфической области вокалотерапии будут следующими:

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

Э- улучшает работу головного мозга;

И- лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;

О- оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;

У- улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);

Ы- лечит уши, улучшает дыхание.

ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ

ОМ – снижает кровяное давление;

АЙ, ПА – снижают боли в сердце;

УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных СОГЛАСНЫХ звуков (лучше их пропевать)

В, Н, М – улучшает работу головного мозга;

С – лечит кишечник, сердце, легкие;

Ш – лечит печень;

Ч – улучшает дыхание;

К, Щ – лечат уши;

М – лечит сердечные заболевания.

      Большое значение имеет и интенсивность произношения («пропевания») звуков. При заболеваниях сердца или легких  она должна быть низкой или средней. При терапии внутренних органов более высокой.

     Для усиления концентрации лечебного воздействия произносимых или «пропеваемых» звуков (звукосочетаний) рекомендуется положить свою руку на ту область организма, где находиться подвергающийся звукотерапии орган, и представлять этот орган здоровым и активно работающим.

     Дыхательная гимнастика.

     В ДОУ музыкальные занятия включают несложные упражнения дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, которые повышают показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей. В дыхательной гимнастике Стрельниковой короткие шумные вдохи носом делаются одновременно с движениями: хватаем-нюхаем, кланяемся-нюхаем, поворачиваемся-нюхаем

     Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников.

Если у ребенка ослабленное дыхание, то оно не дает ему полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще.

Основные задачи дыхательных упражнений на музыкальных занятиях:

  • Укреплять физиологическое дыхание детей (без речи).
  • Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох).
  • Тренировать силу вдоха и выдоха.
  • Развивать продолжительный вдох.

Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузок под контролем педагога. Часть упражнений выполняется под счет, часть – под музыку.

В качестве речевого материала на занятиях используем сначала гласные звуки, потом слоги, слова, фразы. Постепенно продолжительность речевого выдоха у детей возрастает.

Пение с предшествующей дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие: положительно влияет на обменные процессы;

способствуют восстановлению центральной нервной системы;

 улучшает дренажную функцию бронхов;

восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

 Артикуляционная гимнастика

Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого неба с маленьким язычком), поэтому для достижения этой цели на каждом занятии проводим разминку – артикуляционную гимнастику по системе Емельянова В.В. Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.

Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.

 

В артикуляционную гимнастику входит:

  • работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
  • с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

     Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, проводятся в игровой форме.

Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На наших музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет с хлопками под музыку, а так же в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями, не более 3-х минут перед пением. Упражнения выполняем с детьми сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, ноги и руки находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого и, если есть возможность, свое лицо в зеркале.

В процессе выполнения артикуляционных упражнений необходимо следить за точностью выполнения детьми движений, темпом выполнения, за сохранением положительного эмоционального настроя у каждого ребенка.

         Обязательное условие на занятиях – движение  рук одновременно с пением.  Руки помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно,  выразительно и разнообразно, что позволяет достичь успехов даже с самыми слабыми детьми.

          Когда мы исполняем попевки на двух нотах соль-ми, ладошкой показываем движение мелодии вверх-вниз, т.е. руки повторяют движения мелодии, или же они повторяют поступенное  движение мелодии  вверх или вниз, или же отрывистые движения  звука  на стаккато, или же мягкие движения рук – плавный звук на легато. Этот прием помогает детям сознательно управлять процессом звукоизвлечения.

Красивые, пластичные движения рук,  дирижирование, активные, широкие движения, положительные эмоции – все это оказывает благотворное влияние на психологическое и физическое здоровье детей.

Пальчиковые игры.

     Пальчиковые игры – еще один необходимый прием на музыкальных занятиях. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество, фантазию, вырабатывают выразительность речи. То быстрый, то размеренно неторопливый, иногда распевный темп рифмованных строк воспитывает плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание.  Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.

     На музыкальных занятиях пальчиковые игры Е. Железновой,
В. Коноваленко, О.Узоровой проводятся чаще всего под музыку
(как попевки). Они развивают двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества 

     Речевые упражнения.

     Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.

          Речевое  музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т.Тютюнниковой текст поётся или ритмично декламируется. Основой служит детский фольклор.  К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства.

     Речевые игры эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности, позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки.

     Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

 Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа с детьми – все это позволяет добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.    

Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

          Использование здоровьесберегающих технологий в процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья детей.

     Забота о целенаправленном развитии детских голосов – необходимая составная часть работы педагога. В голосообразовании участвует ряд органов: орган слуха с его тонким устройством, сложная система голосового аппарата, органы дыхания.   Они составляют одно целое, один комплекс, их деятельность строго согласована и подчинена центральной нервной системе.

Как определить, есть ли у ребенка музыкальный слух

Часто родители задаются вопросом: а есть ли у моего ребенка музыкальный слух? Способен ли он успешно учиться музыке?

Случаи, когда у ребенка есть хороший слух или даже выдающиеся способности к музыке очевидны - чистое, выразительное пение, ритмическая точность исполнения, способность быстро запоминать новые мелодии, подбор их по слуху на музыкальном инструменте.

Но как быть в других случаях, когда музыкальные способности выражены менее ярко, не лежат на поверхности?

Нужно сказать, что по научной статистике только 5% людей не имеют музыкального слуха, и это случаи клинические. У остальных людей он находится в разных стадиях развития.

Часто встречающийся пример: человек слышит, как нужно спеть мелодию, но не может воспроизвести ее голосом. Это говорит не об отсутствии музыкального слуха, а о дискоординации голоса и внутреннего слуха. У детей приведение их в соответствие друг с другом не является проблемой и не может служить серьезным препятствием для обучения музыке. Да и во взрослом возрасте при правильных занятиях это поддается коррекции. Известно много случаев, когда у детей, не умеющих петь чисто в начале занятий музыкой, обнаруживался впоследствии абсолютный слух.

Поэтому пение не может быть 100% показателем наличия

Поэтому пение не может быть 100% показателем наличия или отсутствия музыкальных способностей.

Ритмическая сторона исполнения тоже развивается в процессе обучения музыке.

Так что же указывает на музыкальные способности ребенка?

Желание слушать музыку, вслушиваться в ее звучание.

Эмоциональная чуткость к разным настроениям, выраженным в музыке.

Интерес к музыкальным инструментам, различным тембрам звука.

Фантазия, образное восприятие мира.

         Вопрос "учить ребенка музыке или не учить" предпочтительно решить в этом случае положительно, даже при отсутствии уверенности в далеко идущих профессиональных планах.

 

         Выберите ребенку подходящего ему профессионального учителя музыки и откройте вместе с ним этот удивительный мир.

 

ДЕТСКАЯ ОБУВЬ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ

Чешки являются обувью, использующейся, как правило, для двух видов деятельности вашего ребенка – танцы и спорт.

Они считаются самой удобной и легкой обувью для занятия физической культурой и танцами. Данная обувь помогает защищать ногу ребенка от возможных механических повреждений, но в то же время не затрудняет движение, полностью раскрепощает стопу и позволяет правильно выполнять задаваемые упражнения.

Чешки - это СПЕЦобувь, на время музыкальных и физкультурных занятий. Ребенку необходимо правильное формирование стопы, для этого и носят обувь с четко фиксированной подошвой,  на музыкальных и физкультурных занятиях дети встают на носочки, выполняют различные музыкально-ритмические движения, им нужна гибкая стопа, поэтому детям и необходимы чешки. Это предусмотрено медициной, и помимо занятий музыкой и физкультурой чешки в дошкольных учреждениях дети не надевают.

У чешек легкая, гибкая подошва, которая не скользит, позволяет детям безопасно бегать, прыгать, выполнять танцевальные движения.. Задник чешек должен быть цельным без вырезов и вставок.

Использование чешек на музыкальных и физкультурных занятиях помогает детям двигаться легко и безопасно в соответствии с инструкцией по охране жизни и здоровья детей на занятиях.